Интервью Британии придется искать новые рынки после выхода из ЕС
Персоны
Цена выходного билета: сколько Лондону придётся заплатить за Brexit? И как решение британцев скажется на глобальной финансовой системе? Эту тему вместе с экономистами Игорем Ковалевым и Владимиром Рожанковским в эфире обсудил ведущий "Вестей ФМ" Павел Анисимов.
АНИСИМОВ: Мы с двух сторон будем эту историю обсуждать. Начнем с того, что, наверное, уже все основные страхи заложены в прошлом году, когда было объявлено об итогах референдума, где большинство британцев проголосовали за выход из Евросоюза. Было заложено, наверное, это уже и в фунте стерлинге – достаточно серьезно он упал. И все же новая неизвестность начинается со среды – процесс, который еще нигде ни на какой стране не был обкатан, то есть впервые применяется механизм выхода из Евросоюза. Первый вопрос, Игорь Георгиевич, какие негативные последствия ждут экономику Великобритании после выхода из ЕС в первую очередь?
КОВАЛЕВ: Безусловно, негативные последствия будут достаточно серьезные. Причем, я обращу внимание, что и для Евросоюза тоже. Потому что раздел совместно нажитого имущества, как вы сказали, он всегда бьет по обеим сторонам этого процесса. Безусловно, прежде всего, придется искать новые рынки, все-таки завязанность Великобритании на торговлю с партнерами по Евросоюзу, если посмотреть статистику, где-то около 50% как экспорта, так и импорта. Соответственно, новые рынки и новых партнеров придется искать. И британцы это делают. Хотя формально они не имеют права вести самостоятельные торговые переговоры, пока находятся в ЕС, но неформально, закулисно они это делать могут. И они уже это делают, обращая внимание, прежде всего, на азиатские рынки, на Китай, на Индию, на страны Юго-Восточной Азии, на другие государства, которые могут стать потребителями той продукции, которая производится в Британии. Ну, и один из ключевых моментов – это как раз финансовые рынки, поскольку позиции Лондона как финансового центра вследствие Brexit они, с одной стороны, могут, как укрепиться, так и испытывать определенные проблемы, конкуренцию со стороны тех же европейских площадок, европейских рынков. Хотя, на мой взгляд, вряд ли кто сможет поколебать позиции Лондонского Сити как одного из крупнейших финансовых центров мира.
РОЖАНКОВСКИЙ: Я бы хотел тут добавить некий курьезный момент, поговорить про Лиссабонское соглашение 2009 года. Потому что на самом деле процедура зачисления в страны Евросоюза, она была прописана изначально, а вот как выходить из него, никто не хотел обсуждать, особенно не хотела Германия, как главный вдохновитель идеи Евросоюза. Тем не менее, страны постепенно, когда начали накапливаться противоречия, они настояли на том, что такой закон должен быть. И резко его старт случился в 2009 году на фоне колоссальнейших проблем, которые начала испытывать экономика Греции. И Лиссабонское соглашение оно вообще-то прописывалось не под Британию, а под Грецию, и вот в этом на самом деле, на мой взгляд, самый большой курьез того, что сейчас происходит.
Полностью слушайте в аудиоверсии.
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью