Авторские материалы Страсть, плоть и страх: в "Табакерке" представили драму "Катерина Ильвовна"
Персоны
В "Табакерке" представили "Катерину Ильвовну". Спектакль по мотивам известного очерка Николая Лескова "Леди Макбет Мценского уезда" поставила на новой сцене театра Алла Сигалова. Изысканная пластическая драма о губительной страсти исполнена под звуки русского фольклора. Откровенная хореография, демонические герои и звездный актерский состав - важные элементы постановки. На премьере побывала корреспондент "Вестей ФМ" Анна Владимирова.
Чтобы прогнать удушливую скуку, барыня Катерина Ильвовна пляшет с крестьянскими девками и мужиками. В этих балаганных танцах - порывы души и отчаянье плоти. От жизни с нелюбимым мужем она готова угореть в дворовой кутерьме, в петлю полезть, нырнуть в омут… Большая часть истории рассказана пластически, а настроение всего действа задает музыка. Саундтрек к спектаклю - диковинный русский фольклор, буквально по нотам собранный в глубинках, рассказывает режиссер-постановщик спектакля Алла Сигалова:
"Я его делала 7 месяцев до начала репетиций, и 2 с половиной месяца во время репетиций он все время менялся, корректировался. Это очень была большая и серьезная работа. Я прослушала большое количество экспедиционного материала, на этом материале был сделан саундтрек. Много экспедиций фольклорных делается в глубинке!".
Ритм сударыни-барыни подхватывает прислуга. Ленится госпожа, все имение - сонное царство. Ну а если закипает, то и дворовые - словно в агонии. В судорогах лихого танца они как будто сами толкают Катерину Ильвовну в объятья статного молодца Сергея. С момента их встречи дом заражается лихорадкой порока. И как бы ни хотелось жить героям, этот диагноз - смертельный, говорит исполнительница роли Катерины Ильвовны Ирина Пегова:
"Все несчастные люди хотят только одного - счастья. А какими средствами кто чего добивается - это уже у кого и на что духа, смелости, сил, любви хватает. Вот у нее - такая любовь, такое желание быть с этим человеком. И главное - она абсолютно бескорыстная. Ей ничего от него не нужно, ничего! Только вот это нужно, только то, что он ей дает".
Красавец Сергей - литые мышцы, нежный шепот, синие глаза - имеет талант пробуждать в женщине ее естество. Но, становясь для барыни ее господином, он сам постепенно превращается в жертву. И эта метаморфоза пугает, признается исполнитель роли Алексей Горбатов:
"Сложность в Лескове в том, что страшно. Все время держаться в страхе, до страха и после страха - вот это сложность. Всегда страшно, особенно мужчине, когда женщина - раз! - и моментально вьет гнездо, а потом - хлоп! - и поломала. Ведь, мне кажется, был такой парень-рубаха, а потом парень продался. А для чего продался? Что продал? Душу! Вот это и страшно, и тяжело, - душу отдать".
Емкий очерк Николая Лесковая "Леди Макбет Мценкского уезда" на сцене театра Табакова превратился в двухчасовую пластическую трагедию о плоти, которая верховодит духом и разумом. Но в конце концов уничтожает сама себя.