Авторские материалы АСМР-видео: посмотрел - и сомлел
Персоны
В Интернете набирает популярность новое явление - АСМР, что расшифровывается как "автономная сенсорная меридиональная реакция". Если говорить простым языком, термин обозначает приятную, расслабляющую реакцию организма на нестандартные звуки, действия или прикосновения. Например, шуршание бумаги, постукивания по дереву или шепот. Многим кажется, что такие ощущения абсолютно индивидуальны и спонтанны, но это - не так. Феноменом заинтересовались ученые и активно используют видеоблогеры. О новом неизученном понятии расскажет корреспондент "Вестей ФМ" Ольга Матвеева.
Шипение газировки в стакане со льдом входит в тридцатку самых приятных звуков. На мгновение он может сделать счастливее и перенести в беззаботное детство. Однако у каждого человека есть свои слуховые раздражители, от которых он чувствует тепло, спокойствие и по телу начинают бегать мурашки. Например, некоторые получают удовольствие от шуршания бумаги, постукивания по столу, шипения выходящего пара или шума работающего фена.
Приятные ощущения от подобных нестандартных звуков способны испытывать только 5-7% людей. И никакого дождя и шороха листьев! Поклонники жанра больше склоняются к шуршанию целлофановых пакетов. Это явление принято называть "автономной сенсорной меридиональной реакцией". Оно неизвестно широкому кругу людей, и даже специалисты не сразу понимают, о чем речь. Психолог Марат Латыпов уверен: подобное воздействие человек получает, когда подсознательно возвращается в приятные моменты из жизни.
"Наверняка у многих людей были моменты блаженства, счастья, которые совпали с шуршанием бумаг, другими непонятными звуками - например, постукиванием польцев. Может, кто-то из родных так делал. У него произошло "якорение" так называемое - застревание внутри на уровне подсознания. И срабатывает, потому что в данный момент не хватает эмоций, может быть, удовольствия".
Чаще всего явление называют аббревиатурой АСМР. Она появилась еще в 2008 году, когда американский художник Боб Росс открыл собственный видеоканал, где давал уроки рисования. Записи набирали несколько миллионов просмотров. Правда, некоторые фанаты вскоре признались, что совершенно равнодушны к живописи, но зачарованы мягким, тихим голосом художника и шорохом от прикосновений мастихина к холсту. И ради этих звуков они готовы смотреть ролики Боба Росса часами.
Последователи художника стали размещать в Сети свои ролики. В них на протяжении 20-30 минут блогеры что-то вырезают, комкают, стучат и при этом говорят только шёпотом. Такие звуки называют триггерами. В английском языке это слово обозначает спусковой крючок, приводящий в действие какую-либо реакцию или механическую систему. Иногда подобные клипы собирают миллионы просмотров. Правда, человек, который впервые видит АСМР-видео, скорее испытывает неподдельное удивление. Часто это происходит у тех, кто к феномену совершенно невосприимчив.
Сегодня в Сети размещено более 7 миллионов АСМР-видео, которые находят своего зрителя во всех странах мира. Только за минувший год количество поисковых запросов увеличилось в 3 раза. Самый популярный видеоролик на эту тему набрал более 17 миллионов просмотров. Его сняла россиянка Мария Корнева из американского города Балтимор. Она - самая популярная мировая звезда АСМР. На ее канал подписаны почти миллион человек. В клипах девушка разыгрывает сценки из реальной жизни, например, техосмотр автомобиля или снятие мерок у портного.
"Сейчас я начну вас мерить. Посмотрю длину от плеча до шеи".
Психологи уверены: такие видео популярны, потому как дают ощущение заботы и сопричастности. И совершенно неважно, как выглядит девушка, блондинка она или брюнетка; главное, что в ролике она обращается непосредственно к человеку по ту сторону экрана, говорит психолог Александр Колмановский.
"Сказывается этот эффект, когда имитируется интимное обращение именно ко мне. Это люди, которым не хватает внимания и у которых есть дефицит теплого и бескорыстного внимания к себе, поэтому они являются такими благодарными пользователями имитации внимания к ним. Как всякая мода, это привлекает своей необычностью. Пока это необычно, это популярно, а потом в свои считанные положенные месяцы эта волна всхлынет. Я не думаю, что за этим стоят какие-то глубокие физиологические или психологические механизмы".
Создатели АСМР-видео, пытаясь добиться нужного эффекта, используют арсенал подручных средств - фольгу, губки, косметику, чётки и многое другое. Некоторые из них даже не скупятся на дорогую технику, чтобы зрители в наушниках оценили звук. На модном тренде блогеры способны неплохо заработать; самые успешные получают до 20-30 тысяч долларов в месяц. Пока ученые не могут до конца объяснить феномен АСМР. Правда, никаких следов зависимости или негативного влияния на нервную систему тоже не найдено. Более того, исследователи из Университета Суонси провели опрос среди поклонников и выяснили, что 98% респондентов смотрят видео для релаксации, 82% - как средство от бессонницы, а 70% - чтобы просто снять стресс.