Авторские материалы Такси поедут по счетчикам и по закону

19 мая 2017, 17:50

Персоны

Госдума приняла в первом чтении новый закон о перевозках пассажиров на такси. Документ должен отсечь нелицензированных водителей и закрыть полуподпольные диспетчерские службы. Подробности изучал обозреватель "Вестей ФМ" Сергей Артемов.

Действующий закон, регулирующий работу такси, был принят 6 лет назад. С тех пор появились интернет-сервисы наподобие Uber и Gett. Их надо ввести в российское правовое поле, пояснил необходимость новых нормативов руководитель Московского транспортного союза Юрий Свешников

"Во-первых, появляются определенные требования к службам заказов, чего раньше не было. Самое первое: они должны быть внесены в реестр служб заказов такси, который будет вестись на уровне субъектов Федерации. Второе: если это иностранная компания, то это должен быть ее филиал, юридическое лицо, зарегистрированное в РФ. Все оборудование этих компаний, связанное с приемом, обработкой и передачей заказов, должно находиться на территории РФ".

Современные сервисы разделили услуги в сфере такси фактически пополам. Одни люди принимают заказы и деньги, вторые везут, а потом первые делятся со вторыми. Перевозчикам такая схема очень не нравится. Платформы-агрегаторы зачастую, чтобы сбить цены, отправляют к клиенту совершенно сторонних водителей. Закон пойдет им навстречу, говорит Юрий Свешников

"Установлено очень жесткое наказание за передачу заказа лицу, у которого нет официального разрешения заниматься деятельностью по перевозке пассажиров и багажа на легковых автомобилях и такси. Также установлено обязательство заключать с перевозчиками агентские договоры и прописаны основные позиции этих договоров, включая ответственность за исполнение услуги и тарифное регулирование".

Штрафы для нелегалов резко возрастут. С водителей - до 30 000 рублей, а с сервисов, которые втихую выдали им заказ, - до 300 000. Закон установит и другие требования: такси должно будет иметь четкую окраску, стационарный оранжевый фонарь на крыше, снаружи и внутри пассажиру должны быть видны реквизиты компании-перевозчика, должен быть счетчик, водитель обязан выдать чек по окончании поездки. Если чего-то из перечисленного не окажется - снова большие штрафы. 

Кстати, чек будет, по сути, и договором между пассажиром и перевозчиком, на основании чего он может затем предъявить свои претензии - как тому, кто вез, так и тем, кто принял его заказ.

Откуда же берутся нелегальные таксисты? Многие из них хотят заключить договор с сервисами, но их старые и неудобные машины не подходят под условия. Формально им отказывают, но заказы по минимальной цене, тем не менее, передают исправно. Или транспортные компании сдают свои машины в аренду людям "с улицы". Им неважны стаж и опыт водителя - лишь бы те вовремя приносили деньги. Пассажир в итоге выигрывает считанные рубли, но рискует порой своим здоровьем. 

Контролируют перевозчиков и их диспетчеров автодорожные инспекции - в столице это МАДИ. Трудно вообразить, что после выхода нового закона они будут останавливать каждую машину. Но помочь очистить рынок, по мнению разработчиков, могут сами пассажиры - если на вызов придет непонятное авто, разобраться с ним можно будет на месте. По реакции водителя на просьбу показать разрешение все станет понятно, резюмирует Юрий Свешников

"Допустим, вы обратились в службу заказа такси. К вам пришла машина без цветографических знаков, без шашечек, без этого разрешения. Вы может сообщить в департамент транспорта, который является уполномоченным органом, о том, что такое происходит. И это уже их дело, как наказать такого нелегального перевозчика".

Насколько вырастет цена поездки после принятия нового закона? Это будет зависеть от многих деталей, которые сейчас обсуждаются. Дума утвердит его осенью. Но депутаты уверены: безопаснее такси станут точно. 

 

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация