Интервью Выставка коллекции Спивакова в Музее импрессионизма: где, если не здесь?
Персоны
В Музее русского импрессионизма открывается выставка личной коллекции народного артиста, российского дирижера Владимира Спивакова. Об этом культурный обозреватель Григорий Заславский беседовал с директором музея Юлией Петровой в эфире радио "Вести ФМ".
ЗАСЛАВСКИЙ: В студии Григорий Заславский, добрый день. И я с удовольствием представляю нашу сегодняшнюю гостью – это директор Музея русского импрессионизма Юлия Петрова. Здравствуйте, Юлия.
ПЕТРОВА: Здравствуйте.
ЗАСЛАВСКИЙ: В музее открывается большая выставка, и эта выставка из коллекции выдающегося музыканта – Народного артиста СССР Владимира Спивакова. Ну, я понимаю, что, конечно же, все известные люди так или иначе давно знакомы. Но все-таки почему все это происходит в Музее русского импрессионизма? Там будет Коровин?
ПЕТРОВА: Там будет много всякого интересного, много удивительных имен, много неожиданных сочетаний имен. Но в первую очередь, наверное, нужно сказать о том, что мы ведь частный музей, мы – музей, выросший из частного собрания. Кому как ни нам открывать, показывать, уговаривать коллекционеров показывать свои собрания публике. Конечно, эту работу ведут и государственные музеи. Но мы поняли, что для нас это точно должно быть одной из важных задач. Хотелось показывать интересные, необычные собрания, не типичные. Еще интереснее показывать собрания значимых для нашей культуры людей. Коллекционированием, наверное, может увлечься каждый, но когда и личность яркая, тем интереснее заглянуть в его коллекцию и добавить таким образом мазков, черт и к образу коллекционера, и разобраться, почему же именно такие работы его привлекают. И вот как раз коллекция Спивакова в этом смысле оказалась очень многогранной и даже многослойной. Вы знаете, когда я предвкушала знакомство с этим собранием, я думала: ну что я могу увидеть? Ну, наверное, будут первые имена, наверное, будут хрестоматийные сюжеты, натюрморты, портреты, пейзажи русские. Но…
ЗАСЛАВСКИЙ: Так. Русских пейзажей не было?
ПЕТРОВА: Вы знаете, русские пейзажи, конечно, есть. В каком же русском собрании обойдется без русских пейзажей? Но Спиваков как-то очень тонко и грамотно в своей коллекции смог соединить произведения, типичные для русских собраний – графику мира искусства, театральную графику, пейзажи те самые первых имен: Кончаловского, Головина, и нонкомформистов, так называемое другое искусство, произведения, уникальные для российского коллекционирования. Мы покажем как одну из составляющих этой выставки западную подстекольную живопись. Что это такое?
ЗАСЛАВСКИЙ: Что это такое, да. Потому что, я так понимаю, что любая картина, на которую происходили те или другие нападения, она в конце концов оказывается под стеклом. Но я догадываюсь, что вы имеете в виду что-то другое.
ПЕТРОВА: Абсолютно. Я имею в виду народную европейскую – французскую и немецкую, в основном на территории Германии и Эльзаса и Лотарингии – народную живопись XVIII-XIX веков, которая создается на обратной стороне стекла. Это не витраж (поскольку витраж, как мы знаем, собирается из деталей), это именно живопись на стекле, но не на верхней его, не на поверхности его, а с обратной стороны стекла. И изображаются религиозные сценки, сюжеты, образы библейские. Народный художник, который пишет деву Марию, Иосифа, Христа, апостолов, пишет их, равняясь на своих соседей. Там такая румяная дородная Мария, написанная как будто бы с соседки этого не известного сегодня автора, Иосиф - натурально плотник. И такие они живые, и так здорово этот неизвестный художник (ну или артель художников) работает с цветом, так смело сочетая оранжевый с темно-зеленым, не боясь контрастов, не боясь сочетаний, которые мы сегодня считаем не элегантными, не тонкими. Известно, что такого рода стекла так называемые, такого рода подстекольная живопись произвела большое впечатление в свое время на Кандинского, и он тоже приобретал эти стекла.
Полностью слушайте в аудиофайле
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью