Авторские материалы "Дюнкерк": остаться в живых - уже победа
Сегодня на экраны по всему миру выходит, возможно, самый долгожданный фильм лета - военная драма Кристофера Нолана "Дюнкерк". В новой картине создателя "Темного рыцаря" и "Интерстеллара" сыграли такие звезды, как Том Харди и Кеннет Брана. Лента стала первым для режиссера фильмом, основанным на исторических событиях. Подробности - у кинообозревателя "Вестей ФМ" Антона Долина.
По формальным показателям "Дюнкерк", разумеется, - блокбастер. Бюджет огромный, в главных ролях - настоящие звезды, да и сам Кристофер Нолан, создатель трилогии о Бэтмене, "Интерстеллара" и "Престижа", чем не звезда? Но стоит увидеть картину, чтобы понять: на самом деле, перед нами вполне экспериментальное и новаторское, особенно на фоне голливудских картин того же жанра, арт-кино.
Опять же, "Дюнкерк" тоже можно было бы причислить к голливудским лентам, но американским - нет: стилистические и интонационные различия со "Спасая рядового Райана" или "По соображениям совести" слишком велики.
Нолан принадлежит двум странам и культурам, и в "Дюнкерке" безоговорочно взяла верх его британская сторона. Это совершенно английский фильм с прекрасными британскими артистами, в том числе - королем шекспировского репертуара Кеннетом Браной в роли адмирала и лауреатом "Оскара" Марком Райленсом в роли капитана гражданского судна. Есть и два гражданина Великобритании, уже прославленных Ноланом в других его картинах, - Том Харди и Киллиан Мерфи, а также дебютирующий в кино - и очень убедительный в этом качестве - поп-идол молодежи Гарри Стайлз.
Но в актерах ли дело? Тот же Харди тут, как прежде в "Возвращении Темного рыцаря" Нолана, в маске и молчалив, на его месте мог быть и любой другой. Актерский ансамбль важен, безусловно, но куда существеннее то, что фильм представлен как огромная визуальная симфония, впечатляющая своим единством. Действие разбито на три временных пласта, помещенных в три разные стихии: суша, где томятся в ожидании спасения сотни тысяч британских солдат, море, по которому к ним навстречу идут корабли и кораблики, чтобы спасти соотечественников и вывезти на родину, и воздух, где отступление прикрывают пилоты британских ВВС.
Легендарная история эвакуации свыше 300 тысяч человек с пляжа крохотного французского городка в самом начале Второй мировой войны нетипична для кино: ведь здесь нет победы, есть то, что больше похоже на поражение, отступление, фиаско. Но Нолан и не пытается воспевать чей-то триумф, как и оплакивать поражение. В его картине, как в лучших советских фильмах о войне, немцев вообще нет, они представлены на экране незримо. Единственный противник многочисленных героев картины - отважных и не очень, принципиальных и изворотливых, самостоятельных и покорных, - это сама война, абсолютное зло. Величественная красота захватывающего пейзажа безразлично взирает на ужасы, которые люди творят друг с другом, но режиссер настраивает свою оптику иначе, чтобы показать: остаться в живых - уже победа.