Авторские материалы Подорожает ли пиво в России?
Персоны
Ячменя - меньше, пиво - дороже. Аналитики одной из немецких отраслевых компаний предсказывают рост цен на пиво из-за сокращения сбора зерновых, идущих на солод. Удорожание может в ряде стран достичь 40%. В России падение урожая - минимальное, физического дефицита не будет, и потому, если ценники поменяются, то из-за административных решений. Особенности пенного прейскуранта изучал специальный корреспондент "Вестей ФМ" Сергей Артемов.
Ячменя, из которого делают солод, в этом году во всем мире уберут меньше, уверены аналитики немецкой компании H.M. Gauger. Похожие предсказания они делали и год, и два назад. Во всех случаях импортный спрос на ячмень для пива был выше экспортных предложений на 1,5 миллиона тонн. Но резко пиво не дорожало, потому что в мире третий год подряд примерно на 0,5% снижаются общие объемы продаж.
Да и понятие "дешево/дорого" может быть относительным. Самое свежее сравнение пивной розницы на планете провело прошлым летом британское издание The Telegraph. Покупались банка пива 0,33 в супермаркете и кружка того же объема в баре. По средней цене самое доступное пиво оказалось в Братиславе - 1 доллар 14 центов. Москва оказалась на 41 месте - 2 доллара 68 центов - на 2 цента дороже, чем в Сан-Франциско, и на 4 цента дешевле, чем в Венеции. А самое дорогое пиво - 10,5 долларов - оказалось в Гренландии.
Нынешний прогноз урожая ячменя рисует самый большой спад в Австралии - до 40%, а поскольку Зеленый континент традиционно поставлял эти злаковые в Юго-Восточную Азию, то цены могут сдвинуться вверх во всем регионе.
В ЕС дело получше, но цены вырастут и там - так, организаторы предстоящего Октоберфеста уже опубликовали меню всех мюнхенских площадок. Литр будет дороже, чем в прошлом году, на 2,5%, или на 35-50 центов за кружку - в зависимости от сорта.
Российский рынок независим от европейского по объемам - пивоваренный ячмень наши компании покупают внутри страны. И его будет достаточно, говорит гендиректор Национального союза производителей ячменя, солода и хмеля Алексей Рубцов:
"Пивоваренного ячменя нам нужно максимум 2 миллиона тонн, даже и того меньше. А у нас еще и солод производится миллион с копейками. В принципе у нас избыток всегда пивоваренного ячменя".
Однако, замечает Алексей Рубцов, российское пивное сырье всегда тесно привязано к котировкам зарубежных бирж:
"Всегда это получается практически та же самая цена. Какая она там - 100 с чем-то евро - такая и у нас будет примерно, она не отличается никогда. Взять Сибирь, где некуда сбыть пивоваренный ячмень - вот там ограниченная цена может быть".
Но это - малозначимый фактор для роста цен, полагает руководитель Центра исследования рынков алкоголя Вадим Дробиз. В случае с пивом самое серьезное влияние могут оказать потенциальные меры госрегулирования. Их варианты, по слухам, уже рассматриваются в Минфине.
"То есть, если сегодня самое дешевое пиво, пол-литровая бутылка, - около 30 рублей, и пивовары еще сомневаются, причем не в цене, а в самом пиве. И если эта бутылка будет стоить 40-45 рублей, вот такой рост произойдет... Ни когда это случится, ни инсайдерской информации, какой будет минимальная розничная цена… Я еще раз повторю, что фактором роста цен на самое дешевое пиво может быть минимальная розничная цена".
Государство может усилить контроль за пивной отраслью в плане пополнения бюджета. Доля теневого производства остается велика. Хотя цифры эксперты могут приводить лишь умозрительно. Чуть меньше выходит у Вадима Дробиза:
"Разница по Росстату розничных продаж и производства, с учетом импорта, составляла до 10%. И можно было говорить, что таков примерно объем нелегального рынка".
И чуть больший объем предполагает Алексей Рубцов:
"У нас много мелких пивоварен, крафтовых всяких, которые, может быть, делают для своих нужд, не заведены в ЕГАИС и продают - вот это и есть теневой рынок. Допустим, у водки акцизы есть на бутылке - там все видно, а в пиве - немного по-другому: там лицензии нет, можешь производить. Но если ты не покупаешь марки акцизные и не зарегистрирован, то получается теневой рынок пива. Раньше было пивоварен 200, сейчас уже к 2000 подходит. Транснациональный пивоваренный бизнес производил 97% продукции, а сейчас у них - 76%".
По аналогии с водкой, наряду с фискальной задачей возможное введение минимальной цены на пиво станет еще и гарантией качества напитка, полагает Вадим Дробиз:
"Минимальная розничная цена - это тот ориентир для потребителя, который должен ответить на вопрос: нормальное ты пиво пьешь или не очень. Хотя главное сейчас, по моему мнению, - это место покупки, а не минимальная цена".
Появится ли такая установленная государством цена вместе с обязательными акцизными марками на пиво (и если да, когда именно), никто из экспертов не предсказывает. Но если чиновникам интересна прибавка в бюджет, то им стоит поторопиться. С 2011 года ежегодно потребление пива в России снижается на 5%. Хотя пока и остается серьезным - 55 литров на гражданина в среднем в сравнении с 10 литрами водки и 8 литрами вина.