Авторские материалы По одеколону “двойного назначения” ударят акцизами
Персоны
Парфюмерия может подорожать в разы. Минфин подготовил поправки, которые вводят акцизы для спиртосодержащей непищевой продукции. Сборы составят до 500 рублей с каждого литра жидкости. По мнению ведомства, это позволит очистить рынок от алкогольных суррогатов. Представители бизнеса с таким подходом категорически не согласны. Они считают, что введение акцизов приведет к разорению тех парфюмеров, которые выпускают самые народные марки косметической продукции. Экономический обозреватель "Вестей ФМ" Валерий Емельянов - подробнее.
Российский парфюм хотят обложить акцизами. Министерство финансов подготовило поправки в Налоговый кодекс, которые резко удорожают производство спиртосодержащих жидкостей. С каждого литра этилового спирта, который идет на косметику и парфюмерию, предлагают брать более 500 рублей акциза, то есть на уровне водки, коньяка и бренди. Если в производство идет не пригодный для питья (денатурированный) спирт, то к нему в виде сбора добавляется гораздо меньшая сумма - чуть более 100 рублей. По замыслу Минфина, это позволит отделить алкогольные суррогаты от настоящих одеколонов, духов и туалетной воды. Ведь сильно подорожают только те из них, которые задуманы производителем как "товар двойного назначения".
Со стороны бизнеса уже посыпалась критика на этот законопроект. Директор Российской парфюмерно-косметической ассоциации Александра Скоробогатова уверяет, что питьевого одеколона на прилавках давно не осталось:
"Надо понимать, что подорожает та продукция, которая в принципе уже никого не интересует в качестве замены алкоголя. Она уже стоит на данный момент без всяких акцизов дороже, чем аналогичная алкогольная продукция. Это коснется в первую очередь самых дешевых наименований, от 100 до 300 рублей за флакон на 80 - 100 миллилитров. Их цена может вырасти в 1,5 - 2 раза".
Беглый обзор магазинов, которые торгуют дешевой косметикой, показывает, что это не совсем так. Псевдосоветские одеколоны по цене от 60 до 100 рублей никуда не исчезли. И знаменитая алкогольная формула - купил флакон, разбавил водой 1,5 к 1 и получил дешевую "чекушку" - по-прежнему работает. Хотя стоит признать, что в Интернете число точек продаж "Гвоздики" и "Шипра" заметно сократилось. Искать поставщиков стало труднее, чем год назад.
У экспертов нет единого мнения по поводу того, на какого покупателя ориентирован рынок дешевой спиртовой парфюмерии. Одни говорят, что их покупают только маргиналы, другие считают, что большинство подобных жидкостей все-таки используется по прямому назначению. Комментирует президент Гильдии маркетологов Игорь Березин:
"Многие люди используют дешевые одеколоны для технических нужд - что-то протереть, продезинфицировать. Потом у нас довольно много пожилых мужчин, которые привыкли к этим маркам. Они всю жизнь используют все эти парфюмы, знакомые им еще с детства, молодости, советских времен. Вынуждать их переходить на более долгие марки, мне кажется, неправильно".
Расчеты показывают, что средняя прибавка за спиртовой акциз составит не более 50 рублей с каждого флакона (и только у тех марок, которые разливают в России). При этом добропорядочные отечественные производители, которые не отдают спирт "налево", получат налоговую льготу. Они смогут вернуть уплаченный акциз, если докажут, что весь закупленный ими этанол был потрачен на хозяйственно-бытовую продукцию. Схема примерно такая: сначала платится акциз за будущий парфюм, потом начинается его производство, затем контролеры сверяют объем спирта на входе и на выходе, после чего завод может запросить вычет у налоговой. То есть в бюджете будут оставаться платежи лишь за "левый" спирт. Впрочем, у этой идеи тоже немало противников, в том числе и в правительстве. Минэкономики не поддержало законопроект, считая, что он убьет парфюмерный бизнес. Оборот спирта и без того под жестким контролем государства, говорит Александра Скоробогатова:
"Они подключены к системе ЕГАИС. Там отчетность не просто строгая, а очень строгая. Каждый день предприятие, когда выпускает на линии что-то спиртосодержащее, отчитывается - сколько спирта оно использовало и какую продукцию, в каком объеме, какие наименования оно произвело. Все это Минфин может спокойно получить у Росалкогольрегулирования. Система отслеживаема".
Точных цифр по поводу того, сколько спирта россияне выпивают из технических запасов, не существует. Есть официальные данные, что 93% этанола идет на пищевые цели, остальные 7% - на химию и косметику. Сколько-то из этих 7% используется нелегально в производстве алкогольных суррогатов. Есть экспертные оценки, которые показывают, что ежегодно в России выпивают 400 миллионов литров одеколонов и настоек. Правда, поверить в эти цифры очень трудно: выходит примерно 4 литра парфюма в год на каждого взрослого гражданина.