Картинка

Авторские материалы Жизнь на высоте: безопасны ли небоскрёбы

26 августа 2017, 00:07

Персоны

Из офиса - на вертолете. В Екатеринбурге прошли учения МЧС на одном из самых высоких небоскребов России - в бизнес-центре "Высоцкий". По сценарию в здании произошел пожар, с самого верхнего, 51, этажа, эвакуировали людей воздушным путем. Но что если случится настоящий пожар? Выдержат ли напор огня российские высотки, которых за последние годы в нашей стране появилось немало? Разбирался корреспондент "Вестей ФМ" Сергей Гололобов.

Яркая вспышка в окнах бизнес-центра как старт учениям: пожарные машины тянут лестницы - максимум до 16 этажа. Кто выше - пытается выбегать сам. Кого-то выводят спасатели. Верхние этажи по сценарию отрезаны стеной огня. Но надежда все равно есть. В небоскребе смонтированы специальные отсеки для спасения людей от пламени, рассказал местному телевидению в ходе прошлых учений главный инженер бизнес-центра "Высоцкий" Виктор Сомиков.

"В здании предусмотрено несколько так называемых зон безопасности - это 31 этаж и наверху, на 48 этаже. Что они из себя представляют? Этаж с отдельной приточно-вытяжной вентиляцией, с усиленным перекрытием пола и потолка. На нем люди могут находиться неограниченно долгое время".

Те, кому не досталось места в противопожарных боксах, выбегают на крышу, где с высоты почти 200 метров их эвакуирует вертолет. 

Если офисные работники бегут вниз, то пожарные - наоборот, наверх. В дыму на десятки этажей крайне сложно выдержать, признаются огнеборцы.

"В реальной обстановке, конечно, тяжело. Потому что подъем, много сил теряешь. И лабиринты, переход с одной лестницы на другую. Но в принципе задачу выполнить сможем, поднимемся". 

Учения увенчались успехом: все спасены. А вопросы остаются. В ходе реальных происшествий так гладко может и не сложиться. Уж очень специфический это "продукт" - небоскребы. В Москве, как известно, их стали строить в конце 40-х (ныне знаменитые "сталинские высотки"). Потом какое-то время была длинная пауза. С некоторыми допущениями, но небоскребом, появившимся в 60-х, можно считать здание СЭВ на Арбате (ныне там базируется правительство столицы). И только в начале нынешней эры в Москве случился бум небоскребов. "Москва-сити" -  самый яркий тому пример, но не единственный. Есть еще, например, "Триумф-Палас", ЖК "Воробьевы горы", дом на Мосфильмовской и так далее. Этот список все время будет пополняться, так как спрос на них - стабилен, уверен ведущий аналитик портала недвижимости ЦИАН Александр Пыпин

"Что касается высотных новостроек, то они для особой категории покупателей. Поскольку они строятся по 4-5 лет, а иногда - дольше, то, соответственно, это люди, которые готовы инвестировать, замораживать деньги на длительный срок. Их немного, но они тоже есть. Поскольку часто доходность вложений в такие высотные здания - достаточно высокая". 

Причем небоскребы не стоит путать с многоэтажками. Конструкция, технологии, материалы - абсолютно разные. В первых всё дороже. Именно поэтому квартиры, апартаменты и офисы покупают там только люди богатые. Да, как и на всю недвижимость, цены в последние годы рухнули и в этом сегменте почти в полтора раза. И сейчас в "Москве-сити" средняя цена квадратного метра - примерно 7 500 долларов. Но покупатели не иссякают. Ведь обозревать город с высоты птичьего полета - приятно и льстит самолюбию.

Но это - не единственное преимущество. В небоскребе тихо, шум, и пыль с улицы сюда не долетают. И там действительно всё рядом: апартаменты, офис, кинотеатр, клуб, фитнес и магазин. Не нужно никуда выходить. И это иногда морально давит, рассказывают в соцсетях обитатели небоскребов: "Ты приходишь, и у тебя такое ощущение, что ты никуда не выходил. Хотя ты переделал очень много дел. Из-за того, что это всё вот так на одном участке. И вот это, кстати, какой-то гипноз".

А еще жилье в небоскребах - не для слабонервных. Ожидание лифта может затянуться минут на 10, что раздражает. Также из-за того, что окна постоянно закрыты, может одолеть клаустрофобия. А когда на улице - ураган, то на верхних этажах становится реально страшно. Видео с американскими небоскребами - тому подтверждением: "Пока самые сильные переживания - это скрип здания. Послушайте. Вся конструкция небоскреба подвижна - специально для того, чтобы колыхаться вместе с ветрами. И ты ощущаешь это здесь, на 30 этаже, очень четко. На ресепшен мне сказали, что это сделано специально. Если бы здание было жестко зафиксировано, опасности было бы намного больше. Если зафиксировать взгляд на какой-то точке за окном, видно, насколько отклоняется здание. Слышите, как ветер свистит?".

Вроде бы принято считать, что небоскреб не подойдет людям со скачущим давлением. Опять же, к небу - ближе, а космическое излучение на высоте - сильнее. Не просто же так у стюардесс пенсия раньше. Дети еще более восприимчивы к потокам электромагнитных волн. С другой стороны, люди в высоких горах живут по 100 лет, и никакое излучение им нипочем, напоминает руководитель отдела исследований компании Cushman & Wakefield Денис Соколов.

"По сути дела, железобетонные конструкции, как небоскребы, они являются прекрасными экранами от известного электромагнитного излучения. Конечно, если речь идет о каких-нибудь марсианских технологиях облучения жителей Земли, то тут, конечно, единственное, что можно посоветовать - шапочки из фольги".

Противопожарная безопасность небоскребов - отдельная тема, которой должно уделяться максимальное внимание. По крайней мере катастроф, связанных именно с высотностью зданий, в мире немного, утверждает Денис Соколов.

"Если они вообще есть. Другое дело, что там возникает террористическая опасность. Тем не менее, эти здания - дорогие. Они расположенных в очень важных для города локациях. Поэтому за ними идет постоянный надзор, постоянное наблюдение. И оперативно реагируют, если что-то происходит не так".

Ну и, конечно, в небоскребах регулярно проходят противопожарные тренировки с эвакуацией жителей. Примером чему и могут служить только что закончившиеся учения спасателей в екатеринбургском небоскребе "Высоцкий".

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация