Картинка

Интервью Прошедшее лето было не слишком аномальным

5 октября 2017, 17:05

Персоны

Природное безумие: циклон в Пуэрто-Рико, тайфун во Вьетнаме, ураган в Штатах. Что это - локальные стихийные бедствия или глобальная аномалия? Ждать ли новых катастроф? И к чему готовиться России? О враждебности окружающей среды беседуем в эфире "Вестей ФМ" с кандидатом физико-математических наук, старшим научным сотрудником Института физики атмосферы им. Обухова РАН Александром Чернокульским.

БАДЬЕВА: Что-то вроде такое странное происходит в природе. Вы, вообще, согласны или, в общем, все нормально?

ЧЕРНОКУЛЬСКИЙ: Ну,  если вы заметили, что что-то происходит странное, значит, наверное, все-таки что-то происходит. Но с точки зрения ученого, с точки зрения метеоролога, для нас, конечно… Мы знаем о том, что погода бывает совершенно разной, для нас, наверное, ничего удивительного нет. Что произошло такое явление, мы знаем, что такое явление тут может быть. Вот оно произошло, для нас ничего странного, а для жителя, который далек от метеорологии, жителя города, например, может показаться странным, что давно такого не было или я не помню на своем веку такого. Для него это может показаться странным. А вот о чем говорят ученые в последнее время, академик Обухов, основатель нашего Института, в свое время сказал, что погода становится более нервной…

БАДЬЕВА: Как и все мы.

ЧЕРНОКУЛЬСКИЙ: Ну, я не знаю, все-не все, не буду обобщать. А что в последнее время с изменением климата мы в наших широтах отмечаем более резкие изменения погоды, можем ожидать этого. И вот отчасти, возможно, что люди, может быть, как-то это замечают. Хотя, мне кажется, что это все-таки такая чистая статистика, для которой нужен долгий период наблюдений, чтобы это заметить. А мне кажется, что все-таки люди, просто забыли о том, что было там три года назад или четыре года назад, и думают: о, опять сильный дождь или опять холодно. Хотя ничего страшного  в  этом нет.

БАДЬЕВА: Давайте начнем из последних событий, которые все помнят, - лето, которого практически не было. Это нормальное явление или это все-таки некая аномалия, которую можно чем-то объяснить?

ЧЕРНОКУЛЬСКИЙ: Это, безусловно, некая аномалия, но не сказать, что какая-то сильная аномалия. Отклонение температуры средней за лето было 1,5-2 градуса в средней полосе ниже, чем норма. Правда, норму надо помнить 1961-1990, просто люди забыли,  в то время какой был летний сезон. Привыкли к тому, что за последние 10-15 лет у нас лето в основном жарче, чем обычно на 2-3 градуса, на 3-4 – иногда, и как-то не говорят: вот какое жаркое оно было, нормальное лето. А тут оно было холоднее, чем несколько предыдущих и показалось, что оно холодное. Для нашего климата не сказать, что это было какое-то супер выдающееся холодное лето.  Бывали и  более холодные.

БАДЬЕВА: Вот мы говорим о погодных явлениях, в том числе – экстремальных. А какие  явления вы называете экстремальными?

ЧЕРНОКУЛЬСКИЙ: Обычно экстремальными явлениями являются, скажем так, погодные явления соответствующие… Здесь несколько математики – 5 или 10% квантилю распределения, то есть встречающиеся в одном десятом или в одном двадцатом или даже реже - в одном сотом случае. Например, осадки. Количество осадков, выпадающих в день на какой-то территории, дождь такой интенсивности он встречается один раз из ста случаев, вот такой силы дождь. Мы считаем, что он экстремальный. Для метеоролога такое довольно строгое определение.

БАДЬЕВА: То есть, по сути, экстремально все, что случается редко?

ЧЕРНОКУЛЬСКИЙ: Да.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Интервью. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Григорий Заславский. Все интервью

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация