Неизвестная планета Загадка искусства: как созданные произведения становятся признанными шедеврами
Автор и ведущий - Андрей Мартынов.
Мы продолжаем наши более или менее успешные попытки разобраться в предметах искусства, их значениях и смыслах. В этом мне помогает Александр Андреевич Добровинский, знаменитый адвокат и коллекционер, человек, который разбирается в разных контекстах и пытается понять, каким образом те или иные произведения искусства записаны в недосягаемые шедевры.
- Считается, что работы Рафаэля – это красиво и здорово, что "Чёрный квадрат" Малевича – что-то феноменальное и стоит миллионы долларов на аукционах. А ведь некоторые могут сказать: да и я так могу! Что Вы думаете по этому поводу?
Александр Добровинский: Это, безусловно, детский аргумент. Конечно, можно нарисовать черный квадрат, но нарисовавший его сегодня не будет первым, так как он не сможет сказать: сегодня именно это - концепция искусства.
Давайте так: изначально искусство становится искусством тогда, когда оно продано. Картина, которая никому не нужна и не продана - это не искусство. Причем, картина должна быть продана не в "заинтересованные" руки, и мы не рассматриваем подлог. Если же картина никому не нужна - это не картина; это холст и немного краски, нанесенной сверху...
При этом государственные закупки, которые часто делались во всем мире, носили в основном политический характер. Но это и близко не лежит с определением, которое я дал, и никто не убедит меня в противном: искусство становится таковым только тогда, когда оно продано, куплено и оценено не заинтересованным человеком. Государство же зачастую именно заинтересовано... Нет, это не критерий<...>
Запись выпуска слушайте в аудиофайле!