Пятидневка "Время новостей". Взлетит ли китайский "Буран"?

3 ноября 2017, 12:10

Персоны

Программу "Пятидневка" ведёт Вадим Тихомиров.

Китай планирует в 2020 году запустить собственный многоразовый космический корабль по типу "Space Shuttle" или "Бурана". Россия и США вроде бы отказались от подобного проекта, а китайцы, наоборот, разрабатывают.

На связи – представитель Роскосмоса Михаил Фадеев.

Почему вдруг россияне отказались от "Бурана", американцы отказались от "Шаттла", а китайцы идут по этому пути?

М. Фадеев: Ответом здесь может быть только такой: отработка космических технологий. Это можно только приветствовать, поскольку будущее человечества зависит исключительно от того, как страны будут кооперироваться между собой для того, чтобы изучать дальний космос.

Как я понимаю, китайцы это сделали не самостоятельно, а обратились к нам…

М. Фадеев: Нет, такого не было. Они этот корабль разрабатывают самостоятельно. У них вполне достаточно возможностей и трудолюбия для этого.

Почему я спрашиваю? Насколько мне известно, Китай совсем недавно выкупил патент на производство самолётов "Мрия".

М. Фадеев: Да, было такое.

И это было сделано специально для того, чтобы, в крайнем случае, передвигать китайский космический "Буран" с места на место?

М. Фадеев: Этого я не могу сказать. Неизвестно.

А что ждёт российский космос?

М. Фадеев: Начать отвечать с глобального или с более прагматичного?

Давайте конкретно. И что, самое главное, это принесёт каждому россиянину?

М. Фадеев: Здесь очень большая программа перемен, которые стоят перед российской космической отраслью, и реформа, которая сейчас происходит в отрасли, дают свои результаты. В частности, сейчас внедрены много новых программ повышения качества, новые производственные системы, и самое главное, что подчеркнул президент, мы переходим на другие рельсы. Мы следуем общим трендам мировой экономики и коммерциализируем результаты космической деятельности. Более активно в нашу жизнь внедряется система ГЛОНАСС, в частности "ЭРА-ГЛОНАСС". Для конечных потребителей системой предоставляется возможность использовать её для контроля за зданиями, сооружениями, транспортом и даже скотом.

Также сейчас  реализуется проект "Трава и земля". Это дистанционное зондирование Земли, пользоваться которым могут, прежде всего, частные компании, которые уже будут конечным потребителем. В частности, каждому гражданину они могут предлагать какие-то услуги на основе данных дистанционного зондирования Земли, которые, возможно, в будущем будут совмещены с данными системы ГЛОНАСС.

Насколько стало известно, Евросоюз готовит некое постановление, запрещающее использование опасного вещества, которым заправляют космические аппараты. Это действительно так?

М. Фадеев: Космические аппараты заправляются по-разному. Есть химические виды топлива, а есть электрореактивные двигатели. Соответственно, переход от химического топлива к инертным газам, в частности, к ксенону, радону и т.п., – это очень хорошая инициатива. Но это займёт определённое количество времени. И в будущем, конечно, переход на экологические виды ракетного топлива неизбежен.

Вернёмся к Китаю. Каким образом эта страна, которая ещё 30 лет назад была нашим "младшим братом", теперь вдруг строит ракеты и бороздит космические океаны?

На связи – Алексей Александрович Маслов, доктор исторических наук, востоковед, специалист по Китаю.

Почему вдруг ни с того ни с сего эта большая, но аграрная страна, вдруг сделала такой решительный скачок в космос?

А. Маслов: Во-первых, Китай – далеко уже не аграрная страна. И это объясняет очень многие вещи, в том числе в области космоса. Китай не просто развивал свою промышленность, он готовил новые кадры. Подготовка нового качества рабочей силы было одним из основных направлений в развитии китайской экономики, начиная с начала 2000-х годов. Очень много китайских специалистов обучалось и в США, и в Великобритании, и в Новой Зеландии, и в Канаде, в том числе в области высоких инженерных технологий, в области топлива, энергетики, металлургии, металлообработки, то есть всего того, что, в конечном счёте, потом пошло на благо развития китайского космоса.

И была ещё одна особенность. Китай не просто посылал своих специалистов обучаться, он всё делал для того, чтобы они возвращались. В 2004 году в Китае наступил реальный кризис, когда количество невозвратившихся стало больше количества уехавших. В тот период, когда уехавшие учиться китайцы сразу же начинали искать работу в США, в том числе в лабораториях в Лос-Аламосе и в других, Пекин ввёл определённые меры. Причём не жестко ограничительные, а наоборот, тем, кто обучался за рубежом, сдал экзамены и получил диплом, сразу же устанавливался минимум заработной платы, который в то время раза в три превосходил среднюю заработную плату по стране. Поэтому люди начали возвращаться. И Китай преодолел этот первый кризис.

Потом Китай начал создавать свои стартапы, причём сначала студенческие, в которых студенты, которые обучались в США или в других странах мира, создавали свои, тогда ещё псевдокосмические корабли. Подобные стартапы были в Шэньянском университете, который, кстати, сегодня выполняет госзаказы по строительству спутников для китайской экономики. То есть, университетская наука в Китае полностью интегрирована и в серьёзные исследования. В этом плане Китай начинал с того, с чего, собственно, начинали и другие многие страны. Он готовил кадры. Вот часто говорят, что Россия передаёт Китаю свои технологии. Нет. На самом деле такого нет. У Китая свои очень хорошо подготовленные кадры, и они продолжают готовиться. Плюс Китай выделяет колоссальное количество денег на исследовательские работы. В Китае ещё работает и другая система. Он закупает лучшее оборудование, которое можно только найти в мире для своих лабораторий и тестовых центров, и туда приглашает работать иностранцев: американцев, иногда русских, которые на этой лабораторной базе проводят исследования и эксперименты. И тем самым и обучают китайцев.

А Россия может взять какой-то опыт у китайцев теперь, чтобы продвигать нашу экономику, нашу страну, наш космос?

А. Маслов: В принципе, опыт всегда надо брать. Но мы должны понимать, что есть некая глобальная структура китайской экономики, и космос, естественно, является производной от того, как устроена китайская экономика, куда и как она направляет свои ресурсы и силы. То есть, это не просто перераспределение статей бюджета, а это, в том числе, и абсолютная деизоляция страны в научном плане. Китай публикует огромное количество научных журналов сам по себе, приглашает к публикациям иностранцев, публикует совместные статьи, делает совместные исследования и вкладывает в это немало денег. Именно поэтому лучшие научные школы мира волей-неволей подпитывают китайскую  науку и китайскую экономику. Это другой тип мышления.

Пятидневка. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • "Лайфхаки"

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация