Пятидневка 13-е, ещё и понедельник
13-е, ещё и понедельник
Программу "Пятидневка" ведёт Вадим Тихомиров.
Начиная свой жизненный путь, находясь в его зените или завершая его, мы все равно рано или поздно сталкиваемся с неудачами, провалами и неприятностями. Это очень бьёт по нашей психике, по нашему здоровью, по нашему настроению. Но кто в этом виноват? И что делать?
Эксперт в студии – психолог Владимир Леонидович Латышев.
Почему люди так боятся неприятностей, провалов, неудач? Ведь, по большому счёту, это опыт, который помогает им только двигаться вперёд как по ступенькам?
В. Латышев: Безусловно, вы правы. Потому что каждая неудача и каждый небольшой даже стресс являются школой выживания. Мы таким образом накапливаем опыт, чтобы в будущем избежать этих ошибок или научиться справляться быстрее с тревожной ситуацией.
Люди очень часто плохо реагируют на плохую погоду. Они говорят: "Вот плохая погода, идёт дождь, и поэтому у меня настроение ужасное. Вообще у меня плохой день". Я тоже много лет считал, что да, это плохой день, если идёт дождь или снег. Особенно если ещё и встал не с той ноги, да ещё и число 13-е и к тому же понедельник. Но тут надо разделить: есть 13-е понедельник, а есть ещё и 13-е пятница. Там другой невроз, другая фобия. А потом мне попалась в руки книжка Эрика-Эммануэля Шмитта (есть такой интересный автор, он писатель, драматург, актёр и кинорежиссёр). И в ней был его рассказ, который назывался "Хороший плохой день", где героиня рассказа говорит, когда она встречается случайно с человеком на пляже, который считает, что день ужасный, идёт дождь, ветрено, всё очень плохо, что плохой день должен быть именно таким. А это значит, что день хороший. Это хороший плохой день. Если может быть хороший солнечный день, то может быть и хороший дождливый день.
То есть, получается, что всё, что происходит в жизни, – это наше отношение к тому или иному событию?
В. Латышев: Безусловно. Потому что мы часто не можем изменить какую-то ситуацию, но можем изменить отношение к этой ситуации. И тогда мы начинаем действовать более рационально и спокойно. Потому что, когда мы попадаем в трудные условия, мы пугаемся. У живого организма обычно две биологические реакции на стресс, который на него надвигается. Это или прикинуться мёртвым, замереть. Это прекрасно видно у животных. Жук-скарабей, например, замирает, заяц замирает, ещё кто-то. Или убегать. Как антилопа убегает в надежде, что львица её не догонит.
И человек или замирает и ничего не делает. Говорит, что всё плохо. И начинает на кого-то надеяться, что кто-то ему поможет. И обижается, что никто ему не помогает. Но, во-первых, чтобы тебе помогли, надо сказать хоть кому-то: "Помоги мне".
К сожалению, возможно, популярность этого романа повлияла на российских читателей, но фраза о том, что никогда ни о чём не проси, которую написал М. Булгаков в конце своего романа, придут и всё сами дадут, мне кажется, что это неправильная тема в искусстве. По крайней мере, в жизни.
В. Латышев: Если посмотреть на это философски, "никогда ничего не проси" – это, наверное, правильно. Если в бытовом понимании, в человеческом общении. Что такое люди? Все мы ведь социальные единицы. И мы нуждаемся в общении, мы нуждаемся друг в друге. И если мы не говорим друг другу о чувствах, мы не говорим о том, что нас волнует, тревожит и о том, что нам нужно, то тогда никто не узнает этого. А потом мы обижаемся, потому что считаем, что другой человек должен догадаться, что я чувствую. Но если ты ничего ему не сказал, как он об этом догадается? Или она должна была догадаться, что мне приготовить или как мне сделать приятно. Но если ты не говоришь, как тебе приятно, как она может об этом узнать? Никак.
Получается, что когда мы не разговариваем друг с другом, мы становимся двумя галактиками, которые страшно удалены друг от друга?
В. Латышев: Абсолютно так. Причём наши траектории могут не пересечься. Я иду по своей орбите, другой человек идёт по своей орбите. И мы не пересекаемся, хотя очень интересны друг другу. К сожалению, мы не научены в нашей культуре просто спокойно разговаривать. Мы или плачем, или жалуемся. Почему общение начинается несколько искорёженным? Потому что собрались за рюмкой или за чашкой, и начали жаловаться. Она – стерва или он – козёл или ещё что-то такое. И получается, что мы не обсудили проблему, а наговорили массу каких-то тоскливых вещей, ещё больше огорчились, похлопали друг другу по плечу и т.д.
В советское время ситуации такого общения немного компенсировались наличием гаражей. Мужчины приходили в гаражи, обычно в выходные дни, это было святое, жёны, как правило, не трогали, иногда брали детей с собой, и начиналось. "Ой, Петрович достал новый карбюратор". И все пошли смотреть новый карбюратор. "Ой, приехал Василий. Он новую резину достал". И все пошли к Василию. Так шло мужское общение. Также женщины собирались. В прежние времена, если посмотреть, как были организованы бытовые вещи, люди хорошо понимали, что мужчинам надо какое-то время побыть в своей мужской компании, а женщинам побыть в своей женской компании без мужчин. Потому что, когда мы находимся в смешанном обществе, особенно если это супружеские пары, мужчина в браке отдаёт жене очень много своего мужского и берёт её женское. А она отдаёт своё женское и берёт его мужское. Поэтому мужчина становится более феминизированным, а она становится более мускулинной. И для того чтобы этот баланс энергии восстановить, люди хотя бы раз в неделю должны побыть среди людей своего пола. Этой цели служат разные мужские клубы, женские клубы, клубы по интересам. Неслучайно это было когда-то разработано и до сих пор это работает.
Полностью программу слушайте в аудиофайле программы.
Пятидневка. Все выпуски
- Все аудио
- "Лайфхаки"