Пятидневка Пройтись по льду и не провалиться

16 ноября 2017, 12:10

Программу "Пятидневка" ведёт Вадим Тихомиров.

На территории всей России постепенно наступает зима, сковывает льдом реки, а это значит, что скоро люди пойдут по этому льду, зачастую тонкому льду, и могут провалиться. И им надо уметь спасаться в этом случае. Лёд – не только красота, не только катание на лыжах и коньках, но ещё и большая опасность. Как нам себя уберечь при движении по замерзшему льду, поговорим с экспертом по выживанию, руководителем Школы выживания Эдуардом Халиловым.

Можно ли на взгляд определить, тонкий это лёд и опасный или по нему уже можно ходить?

Э. Халилов: Для того чтобы понять, опасный лёд или нет, нужно воспользоваться имеющейся визуальной информацией, можно также на него слегка наступить и послушать, не трещит ли он. Также надо знать, какая погода была до этого в регионе. Если лёд появился в результате резких заморозков, наверняка он ещё не успел встать. А если был сначала мороз, верхняя кромка воды замёрзла, а потом пошёл обильный снег, всё сверху снегом припорошило, кажется, что лёд стоит, и когда человек на него наступает, он как раз в этот момент проваливается.

То есть, да, можно определить, опасный лёд или нет, но для этого надо иметь определённые наблюдательные способности и, конечно же, опыт. Но самое главное – просто бездумно лезть на замёрзший лёд ни в коем случае не стоит. Всегда надо помнить о том, что переход через реку по льду может оказаться последним.

Что ещё надо знать? Во-первых, возле берега всегда находятся самые опасные места. Во-вторых, опасными являются те места на замерзшей поверхности воды, где растут камыши либо из воды вылезает какой-то кустарник. В-третьих, опасными являются места, где есть снежные надувы. Снег в данном случае работает как теплоизоляция и не пропускает мороз дальше. Под снегом лёд сильно не промерзает, поэтому лучше идти по льду там, где снега как можно меньше, чтобы степень промерзания была более высокой. В-четвёртых, если вы практически прошли по льду всю реку либо озеро, то всегда у противоположного берега нужно быть крайне осторожным, вплоть до того, что нужно набросать на лёд у берега веток, положить доску и т.п. В то же время, если человек возле берега провалится под лёд, у него есть шанс не потерять свою жизнь. Конечно, ножки он свои промочит, но выберется на берег, который рядом. И люди его смогут вытащить.

Как переходить реку или озеро по льду? Идти гуськом или двигаться линией на каком-то расстоянии друг от друга?

Э. Халилов: Вообще, река опаснее в этом отношении, чем озеро. Потому что на озере, как правило, кроме того, что нет сильного течения, быстрее всё замерзает, и лёд достаточно толстый. На реке максимально нужно быть острожным. Здесь самое важное, если человеку нужно перейти позарез реку по неокрепшему льду, делать это надо вплоть до того, что можно лечь на брюхо и ползти ползком. Если у человека рюкзак, то рюкзак привязывается веревкой и тащится за собой волоком. Если человек переходит реку по льду на ногах, то когда он делает шаг, у него вся масса тела нагружает небольшой участок льда, соответственно, он может в этом месте провалиться. Если человек идёт с рюкзаком, рюкзак всегда снимается с одной стороны и висит на плече только на одной лямке, чтобы его можно было быстро скинуть. А в другой руке желательно держать шест, которым делается разведка, простукивается перед собой лёд, проверяется. И надо обязательно между людьми держать дистанцию, не подпускать близко к себе людей.

Если человек провалился под лёд на реке, в какую сторону ему двигаться надо: по течению или против течения?

Э. Халилов: Двигаться надо всегда туда, откуда ты шёл. Там лёд был прочным.

Если требуется спасти провалившегося под лёд, как нужно к нему подползать: вперёд руками или ногами?

Э. Халилов: Если у вас есть ремень, кусок верёвки, если можно быстро на берегу выломать ветку, всегда лучше подползать к нему с каким-то предметом, чтобы не подползать впритык. Всё это можно потерпевшему бросить и потом его вытащить. Если под рукой ничего нет, надо подползать к провалившемуся под лёд к нему руками, чтобы руками его можно было вытянуть. А сзади нужно, чтобы полз ещё один человек и держал первого ползущего за ноги, чтобы была возможность того оттянуть, если что-то случится непредвиденное.

Речной и морской лёд одинаков? Или между ними есть разница?

Э. Халилов: Качество льда точно разное. В море вода солёная, и она замерзает гораздо дольше, поэтому на реке лёд, конечно, лучше.

Как понять любителям погонять по льду, выдержит лёд их машину или нет?

Э. Халилов: Ничего в этом случае не надо понимать, просто на лёд не надо выезжать. А если уж заехали, то ни в коем случае не пристёгиваться ремнями безопасности. Это как раз тот случай, когда ремень  не пристёгивают. Двери должны быть открыты, а пассажиры все должны быть вне автомобиля. То есть, по льду автомобиль должен ехать пустой, и если у него "морда" провалится, а там двигатель, являющийся самой тяжёлой частью автомобиля, надо сразу из автомобиля выскакивать, потому что через 2-3 секунды автомобиль полностью уйдёт под воду. Не всегда, конечно, но чаще бывает именно так.

Полностью беседу с гостем слушайте в аудиозаписи программы.

Пятидневка. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • "Лайфхаки"

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация