Пятидневка "И с каждой осенью я расцветаю вновь"
Тема: "17 ноября - три Пушкинские даты: 1830 год – Болдино, окончание "Каменного гостя"; 1833 год – окончил "Сказку о мёртвой царевне"; 1836 года – получил анонимный пасквиль".
Эксперт в студии – Наталья Ивановна Михайлова, главный научный сотрудник Государственного музея А.С. Пушкина, профессор, доктор наук, исследователь творческого наследия А.С. Пушкина.
Каким помещиком был Александр Сергеевич Пушкин? Хорошим ли он был управленцем? Он же был дворянином?
Н. Михайлова: Он так же, как и его отец и дядя, был плохим помещиком и плохим хозяином. Но он был великим поэтом. Когда А. Пушкин в 1830 году закончил "Каменного гостя", это было событие грандиозное. Правда, это было в Болдине, и никто в то время ещё об этом не знал. И вот позже А. Шаляпин восхищался и удивлялся тому, какой же надо обладать силой воображения для того, чтобы сидеть в русской деревне осенью, видеть за окном среднерусский пейзаж, и в это время описать в "Каменном госте" ночь в Мадриде. Причём описать эту ночь с его запахами, звуками, цветом. Этому нельзя не удивляться.
Строки А. Пушкина любой может прочитать в книге. А вот узнать что-либо о судьбе А. Пушкина, о судьбе его произведений можно только у вас.
Н. Михайлова: Я полагаю, что все наши знания из книг. Любите книгу, книга – источник знаний. Но я рада напомнить слушателям, что "Каменный гость" не был напечатан при жизни А. Пушкина.
Как?
Н. Михайлова: А вот так. Это произведение было напечатано в 1839 году, когда А. Пушкина уже не было.
Была там какая-то крамола?
Н. Михайлова: Нет, крамолы не было. А. Пушкин сам не печатал это произведение. Дело в том, что это произведение во многом автобиографично. А. Пушкин мечтал сбежать из Михайловской ссылки, где уже возник замысел "Каменного гостя". И, конечно же, отношение А. Пушкина к женщине и к любви тоже сказалось на судьбе его прекрасного и несчастного героя – на судьбе дон Гуана.
Болдинская осень… Как так случилось, ведь в царские времена, когда мужчина предлагал руку женщине и брал её в жёны, это требовало получение приданного от своей будущей супруги?
Н. Михайлова: Дело в том, что А. Пушкин долго сватался к Наталье Николаевне. Она действительно была первой красавицей Москвы, но она была бесприданницей. И А. Пушкин шутил о том, что взять жену без состояния он в состоянии. И, собственно, поездка в родовое имение Болдино была связана с тем, что отец выделил ему часть родового имения – деревню Кистенёвку (в настоящее время – Кистенёво). И А. Пушкин должен был, приехав в Болдино, совершить поездки в земский уездный суд, оформить бумаги и вступить во владение Кистенёвкой с крепостными душами. У него не было до этого своего владения. И тогда уже он, вернувшись в Москву, заложил имение в опекунский совет для того, чтобы у него были деньги и на свадьбу, и на обзаведение хозяйством на первое время.
Очень любопытно, что в "Каменном госте" сказались впечатления А. Пушкина ещё и от встреч с разными людьми. И можно говорить, что не только имеет прототипические черты образ дон Гуана, в данном случае речь идёт о том, что впечатления А. Пушкина от встреч с разными людьми, черты их характера, какие-то свойства биографий, всё это отразилось в творчестве писателя. Как мне удалось установить, вероятно, на образе дон Гуана сказались ещё и впечатления А. Пушкина от общения с екатерининским вельможей Николаем Борисовичем Юсуповым, князем Юсуповым, владельцем Архангельского, где А. Пушкин бывал.
Почему остался А. Пушкин в Болдине?
Н. Михайлова: Потому что началась холера.
А ведь князь Юсупов умер от холеры.
Н. Михайлова: А. Пушкин собирался как можно скорее вернуться в Москву к невесте, а принуждён было оставаться в Болдине до глубокой осени.
А. Пушкин был вхож в высшие слои общества. Почему тогда у него не сложились отношения с Александром I и были необычно тонкие отношения с Николаем I?
Н. Михайлова: В двух словах об этом не скажешь. И я бы не сказала, что отношения с Николаем I у него сложились или не сложились. Это очень сложная тема: поэт и власть, поэт и царь. Разумеется, А. Пушкин был увлечён надеждами на лучшее будущее России.
Во время холеры осенью 1830 года в Болдине А. Пушкин пишет стихотворение "Герой", в котором описывает посещение Наполеоном чумного госпиталя. Это было в 1799 году в Яссе. И для него герой – Наполеон, именно тогда, когда он "хладно руку жмёт чуме", когда он ободряет больных этой смертельной болезнью. Это диалог Поэта и Друга. Любопытно, что под рукописью этого стихотворения стоит дата, и с этой датой это стихотворение было напечатано в 1831 году без имени А. Пушкина. И дата такая – 29 сентября 1830 года. Это не дата написания стихотворения, а это дата приезда Николая I в холерную Москву. Причём А. Пушкин, когда был в Болдине, читал газеты "Московские ведомости" и "Холерные ведомости" о ситуации в городе Москве. Так вот, там он мог прочесть и прочёл, судя по всему, приветственную речь, которую произнёс митрополит Московский Филарет при вступлении императора Николая I в Успенский собор Московского Кремля. В этой речи святитель Филарет говорил о том подвиге сердца, который совершил Николай I, приехав в поражённую холерой Москву, чтобы вместе со своим народом побеждать эту страшную болезнь. А. Пушкин пишет о Наполеоне, но, тем не менее, в конце стихотворения стоит дата приезда Николая I. Причём А. Пушкин написал М. Погодину, отправил тому рукопись этого стихотворения, и тот устроил публикацию в журнале "Телескоп". Причём в первый раз это стихотворение вышло без имени А. Пушкина. Поэт не хотел, чтобы имя его было известно. Уже потом М. Погодин вспомнил о том, что А. Пушкин написал эти стихи.
Вообще приезд Николая I в холерную Москву оживил надежды общества на лучшее будущее для России. А. Пушкин тоже восхищался этим поступком Николая I и полагал, что тот освободит заключённых в Сибири декабристов. И, конечно же, первые шаги Николая I на троне внушали какое-то доверие. Но потом, к сожалению, А. Пушкин разочаровывается и видит в Николае I всё больше – от прапорщика и всё меньше – от Петра I. А известно, что Николай I насаждал культ Петра Первого. Его сравнивали в стихах с Петром I. Но это всё для нас загадки творчества, которые очень интересно разгадывать.
Не кажется ли вам, что именно в Болдине мы стали прощаться с поэтом и познакомились с другой гранью таланта А. Пушкина, когда он стал прозаиком?
Н. Михайлова: В общем, А. Пушкин писал прозу и раньше. Но именно в Болдине А. Пушкин написал не только "Маленькие трагедии", не только около 30 лирических стихотворений – шедевров пушкинской лирики ("Элегия", "Заклинание"), он написал "Историю села Горюхина" и пять повестей Белкина, которые потом без имени автора были изданы.
Почему А. Пушкин ряд своих произведений публиковал без имени автора? Он стеснялся, боялся. Но просил своих знакомых перешепнуть покупателям. Это был очаровательный опыт прозы.
Вообще для А. Пушкина было важно, в какой день писать? У него был какой-то свой творческий календарь?
Н. Михайлова: Я этого не знаю. Но, конечно, даты были для А. Пушкина важны, потому что однажды в день своего рождения он написал очень грустное стихотворение "Дар напрасный, дар случайный…" Ну а святитель Филарет, которому передали эти стихи, ответил А. Пушкину другими, ободряющими стихами "Не напрасно, не случайно жизнь от Бога мне дана". Для А. Пушкина была важна дата 19 октября – Лицея день заветный. И лицейской дате он посвятил многие свои стихотворения.
Полностью беседу с гостем слушайте в аудиозаписи программы.
Пятидневка. Все выпуски
- Все аудио
- "Лайфхаки"