Пятидневка Сальвадор Дали по-русски

20 ноября 2017, 12:10

Программу "Пятидневка" ведёт Вадим Тихомиров.

20 ноября 1919 года обычный мальчик, которому было 14 лет, открыл свою первую персональную выставку в муниципальном театре Фигераса. Мальчика этого звали Сальвадор Дали. Потом он стал великим художником, страшным и ужасным, но, как бы то ни было, до сих пор его творчество волнует огромное количество современников. Почему так происходит?

Узнаем об этом у коллекционера, куратора выставки ""Капричос". Гойя и Дали" в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина Бориса Михайловича Фридмана.

Многие из нас поддерживают отечественное искусство, русских художников, а вы вдруг решили обратить внимание на такого провокативного художника, как Сальвадор Дали. С чем это связано?

Б. Фридман: Ну, это не только Сальвадор Дали. Моё увлечение – это собирательство изданий "Livre d’artiste", в которых участвовали все ведущие художники Запада прошлого века. Искусство не имеет ни территории, ни места, ни времени. Поэтому, мне кажется, это одно пространство: и наши художники, и зарубежные. Мне интересно издания такого вот книжного формата с именами ведущих художников XX века. Я это делаю, мы активно пропагандируем это, делаем массу выставок, в том числе нашим героем является и замечательный художник Сальвадор Дали.

Очень часто мы вспоминаем сюрреалистическое прошлое Сальвадора Дали. Но ведь на самом деле, когда он был совсем маленьким, его картины потрясали своим наивом и чувством. Как же так? Почему мы до сих пор не можем увидеть это искусство в Москве?

Б. Фридман: На самом деле можем. Надо просто ходить на наши выставки. Как-то так сложилось, что Сальвадор Дали – действительно очень почитаемый у нас в стране художник, один из самых любимых. Стоит на афише написать слово "Дали", как у музея уже стоит очередь. Я не могу этого объяснить, признаюсь. Может быть, его творчество схоже с нашей жизнью. Может поэтому.

Для меня Сальвадор Дали – это блестящий художник, а самое главное – один из лучших рисовальщиков прошлого века, именно рисовальщиков. Я спокойно отношусь (это ни о чём не говорит) к его живописному, особенно послевоенному творчеству, а вот рисовальщик он, конечно, абсолютно непревзойдённый. В этом можно убедиться, придя на любую выставку, где выставлена его графика.

То, что вы упомянули, начальные рисунки, это всё прошло через всю его жизнь. Кстати, в ближайшие дни в Музее Анатолия Зверева (Музей AZ) можно будет увидеть замечательную серию работ С. Дали к "Дон Кихоту" М. Сервантеса. Там открывается выставка работ Анатолия Зверева и Сальвадора Дали. Такое вот сочетание. Это к тому, что вы говорили, что не обращают внимания на наших художников. Эту выставку делает Музей Анатолия Зверева. И как раз там будет представлено обращение Сальвадора Дали и Анатолия Зверева к бессмертному произведению М. Сервантеса.

Всем известно, что коммерческий успех С. Дали принесла его супруга Гала, женщина с загадочным именем и русской душой. Но также известно, что к концу своей жизни Сальвадор Дали просто подписывал офорты своих картин, и те сразу же становились авторскими произведениями. Насколько это соответствует реальной картине творчества С. Дали? И не может ли любой коллекционер попасться на это? Что перед ним просто офорт, который подписан дрожащей рукой Сальвадора Дали?

Б. Фридман: Этот, я не знаю, миф или не миф очень расхож, что С. Дали подписывал чистые листы, а потом их печатали. Я занимаюсь собирательством его книжной графики, и подобного не встречал. Наверное, по поводу этого надо обращаться к специалистам, к искусствоведам. Не знаю, ничего не могу сказать. То, что я видел, и то, что мне попадается, это всё его работы, оригинальные. Во всяком случае, в изданиях "Livre d’artiste" точно все его работы, они подписаны им. На 100 процентов его авторская рука, это им сделано. Он был невероятно работоспособным. Для нас С. Дали почему-то такой некий чудак, и этот его эпатаж. Это не так. Он был образованнейшим человеком, много читал, много знал и был невероятно работоспособен.

На выставку "Капричос" приезжал очень крупный искусствовед из Испании, он был близко лично знаком с С. Дали, писал о нём книги. И когда мы послушали его лекцию, перед нами предстал совершенно другой человек. Не тот поверхностный С. Дали, которого мы видим через некие странные истории…

Городской сумасшедший, который встречал Хачатуряна голым на коне...

Б. Фридман: Да, ну были у него… Ну и что. Если по этому судить о каждом человеке, то нормальных людей вообще не останется на Земле.

Сохранились ли эскизы мультфильмов С. Дали по заказу Уолта Диснея?

Б. Фридман: Не знаю. Не могу ничего сказать. Я не являюсь специалистом по С. Дали. Я занимаюсь только узким спектром его работ в изданиях "Livre d’artiste", его иллюстрациями к текстам. Вот здесь я могу достаточно подробно говорить.

А вы видели картину С. Дали, где была карикатура на В. Ленина? И будет ли она когда-нибудь выставлена в России?

Б. Фридман: Опять-таки, не знаю, будет ли она выставлена. Это не от меня зависит, а от музеев. Понимаете, любую работу нужно рассматривать в историческом контексте. У П. Пикассо есть портрет Сталина, по поводу которого очень много было изведено чернил. В год смерти Сталина он нарисовал портрет и опубликовал её в коммунистической газете. И все этот портрет понимали с совершенно разных сторон. Каждый использовал его в своих интересах. Искусство и сиюминутная ситуация, политика – это разные вещи.

Зачем простому россиянину ходить на выставки С. Дали? Что они могут дать нам?

Б. Фридман: Ходить надо обязательно. Это глубокий, интереснейший художник. Но ещё просто ходить на выставку недостаточно, надо читать, надо знакомиться. У нас издана масса прекрасных книг, изданы его тексты, изданы тексты о нём. Надо читать и после этого формировать свой взгляд на то, что вы смотрите. Читать не для того, чтобы понять, что он хотел сказать. Не важно, что он хотел сказать. Важно, что мы видим и какие чувства у нас вызывает та или иная его работа. А для этого надо знать, что происходило вокруг, когда это делалось и т.п.

Когда я увидел картины С. Дали воочию, я понял, что это чувства в первую очередь, а только потом коммерция…

Б. Фридман: Конечно. Это большое глубокое имя. Надо больше его показывать и правильно говорить, слушать и читать, и мы поймём, что он не зря находится в самых первых рядах художников XX века.

Пятидневка. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • "Лайфхаки"

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация