Картинка

Пятидневка "Проверено временем". Лётчик-космонавт Светлана Евгеньевна Савицкая

21 ноября 2017, 12:30

В гостях у программы - дважды Герой Советского Союза, лётчик-космонавт Светлана Евгеньевна Савицкая.

Тема: "Разговор о космосе и о земной жизни".

Вы смотрели фильм "Салют-7"?

С. Савицкая: Смотрела. Нам первым его показали. Это было 4 октября, в день юбилея запуска первого спутника. В Кремлёвском дворце съездов были весь Роскосмос, все космонавты, все конструктора, и нам устроили премьеру этого фильма.

Ну и как вам фильм?

С. Савицкая: Ну, как? Снято, конечно, классно. Невесомость, сюжеты, запуски и всё остальное. Технически фильм сделан очень хорошо. А если говорить, было ли это так или не было? Был большой эпизод, когда действительно станцию спасали Владимир Джанибеков и Виктор Савиных. Это было. В то время у меня был экипаж, с которым мы должны были туда потом лететь. Но из-за того, что всё так случилось, мы в итоге не полетели, потому что поломался весь график. Поэтому я знаю всю эту историю.

Но то, что показали в фильме… Конечно, для людей, которые не понимают ничего в космонавтике, это интересно. Я сама как зритель смотрела картину с интересом и ждала, чем всё в фильме закончится, что там ещё главные герои наворотят. Смотрелся фильм интересно, захватывающе.

Другой вопрос, что многих показанных в нём вещей просто вообще не могло быть. Если бы авторы фильма больше поработали и с В. Савиных, и с В. Джанибековым, детальнее проконсультировались, а они почти этого не делали. Ребята говорят, что они были очень недовольны, что с ними так обошлись.

Взяли только имя и фабулу?

С. Савицкая: Слава богу, хоть фамилии изменили. Потому что, если бы были оставлены старые фамилии, можно было бы и в суд подать. У космонавтов вначале, где-то за полгода до премьеры, такая мысль в головах даже бродила. Но фамилии, в конце концов, изменили.

Потому что командира в фильме выставили так, что ему там какие-то ангелы мерещатся, а это уже свидетельствует о том, что у него явно не всё в порядке. Потом дальше показывают, что его вроде выгнали из отряда из-за того, что ему там что-то померещилось, а потом назад позвали. А в жизни никогда бы не позвали. Или когда у бортинженера какие-то глюки после какого-то лекарства начинаются. Он и люк старается открутить, и кто-то к нему стучится. Это тоже говорит о том, что у него также с головой не всё в порядке. А такого быть не могло.

Хотя были ситуации, не у них, а тех, кто после них, когда станцию отремонтировали, туда прилетел, у другого экипажа. Там был командир экипажа, у которого были какие-то медицинские отклонения. Это у него были глюки, и он истерил. Но это уже совсем другая история.

А в фильме всё наворотили вместе. Что-то было и от американцев, когда те себе перчатку прокололи. А в фильме вставили сюжет, что это проколола себе перчатку женщина-космонавт, и не шилом, а планшеткой. Это, конечно, да-а-а.

Но снято классно. И тем, кто не понимает всей технической стороны, как, вообще, всё в космосе происходит, это интересно. С этой точки зрения, конечно, хорошо, что люди посмотрели фильм. У них хоть опять интерес к космосу проснулся.

Любой космонавт, который отправляется в космос, чувствует, что это, по большому счёту, как в последний раз?

С. Савицкая: Да нет. Если будешь думать, что в последний раз, с ума можно сойти. Если ты профессионально работает, то вообще тебе все равно, с кем лететь. Я прекрасно понимала, кто и как относится к тому, что я лечу, кто и что думал, но мне было абсолютно все равно, потому что это у меня ещё было выработано с авиации, когда я работала лётчиком-испытателем и мне приходилось летать вдвоём с кем-то. Главное, чтобы коллега по экипажу профессионально работал, а на то, что он про тебя думает, наплевать.

Как вы относитесь к новому космодрому "Восточный"?

С. Савицкая: Я сам там не была, но внимательно отслеживаю ситуацию. В принципе, космодром "Восточный" нужен. Почему? Потому что Байконур теперь находится не на нашей территории, и как бы мы там ни братались и какими бы ни были хорошими отношениями сейчас с Казахстаном, но власти любой страны меняются. У России и с Украиной были хорошие отношения. И сейчас мы Казахстану деньги платим за Байконур, но после каждого полёта, если какие-то ступени упадут с невыработанным топливом, Казахстан тут же пытается ещё какой-то штраф в связи с экологией выставить, хотя на месте падения никто не живёт и никто не гуляет. Поэтому, конечно, иметь свой космодром нужно.

Понятно, что на космодроме "Восточный" мы немного проигрываем по возможностям запуска, потому что он находится на более северной широте. А от того, на какой широте расположена точка запуска (космодром, полигон), зависит, сколько груза одна и та же ракета может вывести на орбиту. Космодром "Восточный" в этом будет чуть-чуть проигрывать Байконуру, но не существенно. Конечно, в этом плане он нужен.

Но то, что там происходило в виде растраты денежных средств  и коррупции, – это такое безобразие, что ещё долго будут отлавливать замешанных в этом людей. Многие из них снизу доверху были замазаны, и думаю, что вопрос ещё не закрыт. Итак при такой низкой цене на нефть госбюджет в стране трещит по швам, а там ещё позволяли себе… Ну, кого-то уже посадили, кто-то ещё гуляет, кто-то сбежал. Словом, был плохой контроль.

Иногда мы думаем, где эти скрепы, чтобы объединить государство и чтобы опять народ был един? А ведь космос всегда был такой скрепой.

С. Савицкая: Да. В первой половине прошлого века, особенно до войны, такой скрепой была авиация. Все в неё рвались. Авиация была национальным увлечением. А после войны, с запуском первого спутника и дальше, к авиации ещё присоединился и космос, который в Советском Союзе начался так триумфально: первый спутник, первый человек в космосе. Поэтому космос стал национальной идеей, национальным увлечением и национальным неравнодушием. Потому что когда утопили станцию "Мир", которая, в общем, долго летала, но могла ещё полетать, люди имели информацию о том, что её рано ещё топить. Но в угоду американцам тогдашнее российское руководство это сделало. На что была очень негативная реакция в обществе. Кстати, власти, которые "Мир" утопили, были удивлены подобной реакцией общества. И до сих пор, когда о судьбе станции "Мир" начинают говорить, люди, которые помнят и её, и её судьбу, тут же откликаются, что нельзя этого было делать тогда и вообще надо было всё делать не так.

О том, какой была она девчонкой, как воспитывали её родители, как она совмещала учёбу в школе и институте с прыжковой подготовкой, о дружбе с Георгием Гречко, о строительстве отдельного городка в Москве для гражданских космонавтов; о том, с чем была связана смена экипажами космических кораблей, которые летали к "Салюту", и почему во время полёта вместе с В. Джанибековым к "Салюту" им пришлось спускаться на том же корабле, на котором они прилетели на станцию; почему всё-таки не полетел в космос чисто женский экипаж; как расходовались пилотируемые корабли в тот период и как отодвигалась очередь женского экипажа, о завершении проекта уникальной системы "Энергия - Буран" и о разработке ОКБ Микояна многоразового корабля "Спираль", который был предшественником "Бурана", и его судьбе, слушайте в аудиозаписи беседы с гостьей.

 

Пятидневка. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • "Лайфхаки"

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация