Авторские материалы Плата за жизнь: почему федеральные онкоцентры берут деньги за бесплатные услуги
Персоны
Онкоцентр на Каширском шоссе обвинили в поборах. Фонд обязательного медицинского страхования назвал Центр имени Блохина лидером по числу жалоб граждан на необоснованные платежи. Нарушения подтвердила и недавняя прокурорская проверка: пациентов заставляли платить за бесплатные услуги. В самом онкоцентре утверждают, что бюджетных денег на лечение не хватает из-за региональных фондов обязательного медицинского страхования. Экономический обозреватель "Вестей FM" Павел Анисимов - подробнее.
Генпрокуратура выявила многочисленные факты, подтверждающие, что в онкоцентре имени Блохина на Каширском шоссе незаконно брали плату с пациентов. Пострадавших, по данным ведомства, якобы больше 2 000. Деньги шли на услуги, которые обычно входят в полис обязательного медицинского страхования либо финансируются по квотам напрямую из госбюджета. Крупнейший в России онкоцентр получает большие дотации от государства. Только в этом году правительство выделило 4 миллиарда на закупку самого современного оборудования.
В Центре имени Блохина объяснили, почему брали деньги с больных раком. Тарифы медстраховки якобы не покрывают затраты на лечение. Многие пациенты приезжают из регионов с неподтверждёнными диагнозами. Нужны дополнительные обследования и анализы. Но взять деньги за эти процедуры уже не с кого - средства ушли в региональные больницы, которые отправили недообследованных больных в Москву. В связи с этим клиника предлагала пациентам оплатить нужные исследования, причём через кассу, уверяют в онкоцентре. При этом больные платили за процедуры добровольно, заключая с медучреждением договор. Член Общественного совета при Росздравнадзоре Алексей Старченко разъясняет ответ онкоцентра:
СТАРЧЕНКО: Для того чтобы получить доступ к этой высокотехнологичной услуге, нужно получить направление на своей территории, то есть от главного онколога вашего субъекта Российской Федерации. Но, видимо, с этим проблемы, потому что главный онколог, как правило, - это главный врач онкологического диспансера. И, конечно, ему не хочется, чтобы деньги куда-то уходили. Они "тормозят" эти направления, не выдают. Поэтому, конечно, врачи крупных федеральных центров говорили: "Пока вы получите эту квоту, время уйдёт. Поэтому продавайте квартиру, и мы вам всё сделаем здесь за плату".
Фонд обязательного медицинского страхования напомнил Центру Блохина о целевом бюджетном финансировании в миллиарды рублей. Тарифы на лечение онкобольных обеспечивают проведение всех необходимых лечебных процедур, уверяет ФОМС. Комментирует Алексей Старченко.
СТАРЧЕНКО: Фонд обязательного медицинского страхования уже второй год финансирует онкологические медицинские организации по высокому тарифу. Стоимость госпитализации до 160 000 - 180 000 рублей доходит сегодня. Поэтому денег в этом смысле достаточно. Другое дело, что эти деньги куда-то исчезают, не доходят до лечащего врача, который не может назначить препараты.
Генпрокуратура предложила Минздраву разобраться с поборами в онкоцентре, а также вернуть все деньги, которые были получены незаконным способом. Новость о проверке совпала с уходом главного врача Центра на Каширке. До этого учреждение не раз оказывалось в центре финансовых скандалов. Так, 5 лет назад Росздравнадзор выявил нарушения в работе онкоцентра, в том числе поборы с пациентов. Тогда директор центра сообщил, что речь идет в основном об оплате анализов.