Пятидневка Вся жизнь – театр
Программу "Пятидневка" ведёт Вадим Тихомиров.
В эти дни в 1672 году в России впервые показали театральный спектакль для царя Алексея Михайловича и его семьи. Произошло это в Москве, в районе села Преображенское, где поставили для этой цели театральную хоромину. Какую эволюцию прошло театральное искусство с тех пор в России?
Гость в студии – Любимов Борис Николаевич, ректор Высшего театрального училища им. М.С. Щепкина, заслуженный деятель искусств России.
Меняются зрители, меняют актёры, меняется техника, а пьесы мы играем все равно драматургов, проверенных временем. С чем это связано? Неужели нет новой драматургии, которая бы заставила вздрогнуть сердца людей?
Б. Любимов: Это серьёзный вопрос. И я постоянно над ним думаю. Тут вроде можно было бы ответить просто. Потому что нет драматургов такого масштаба и такого таланта, как У. Шекспир, Ж.Б. Мольер и П. Бомарше, как А. Островский, А. Чехов, А. Грибоедов, М. Булгаков и т.д. В какой-то степени, может быть, это ещё и расхождение… Мы сейчас вообще как футбольные фанаты разбились на множество групп. У каждого клуб по интересам. Кто-то ходит и на современные пьесы, но такого зрительского единства, которое было когда-то в XIX веке, в 20-х и в 60-е годах прошлого века, нет. В сезоне 1960-1961 годов ни один московский театр вообще не поставил классических пьес, шла только современность. Потому что это были А. Арбузов, В. Розов, Л. Зорин, а дальше пошли А. Вампилов, Э. Радзинский и др. Сейчас, мне кажется, современные драматурги не открыли какого-то такого заветного слова, которое соединило бы воедино 700-900 человек зрителей. Это одна из причин.
Здесь я хочу сказать, поскольку я ещё и заместитель художественного руководителя Малого театра, когда-то, лет 30 назад, когда я пришёл в театр, была перестройка, все ставили пьесы М. Шатрова, А. Гельмана, я сказал: у них свой путь, а у нас, давайте, будет свой. То есть, я к особому пути Малого театра приложил свою руку, в котором за всё отвечает мой друг и наставник Юрий Мефодьевич Соломин. Мы пришли к этой идеей и идее ставить не просто классические произведения, а ещё те произведения, которые сейчас не идут на сцене, выискивать те пьесы, которые могут заинтересовать зрителя. Но вот сейчас бы, если родился какой-то человек по имени Антон или Александр, который бы принёс, скажем, что-то вроде "Горе от ума" или "Свои люди, сочтёмся", про сегодняшнее горе от современного ума, я бы сказал, давайте мы сейчас Расина и Кармеля потесним, и сыграем эту пьесу. Это было важно и тогда, когда создавался Малый театр. И А. Грибоедов, и Н. Гоголь были современниками. И тогда, когда создавался Художественный театр, а А. Чехов и М. Горький были современниками. Они с ними выпивали и закусывали. Да, были и А. Толстой, и У. Шекспир, и А. Грибоедов, и И. Тургенев, но были и А. Чехов, и М. Горький, и С. Найдёнов, и М. Булгаков и другие.
Вернёмся к истории театра. Вы – православный человек, и это замечательно. Мы все прекрасно знаем, как к театру не то, что бы негативно, но неважно относится церковь. И мы помним историю, когда актёров вообще хоронили за оградой церковного кладбища. С чем это было связано? Ведь по большому счёту, когда ты приходишь в настоящий театр, ты умираешь вместе с актёром, вместе с ним возрождаешься, становишься лучше.
Б. Любимов: Я бы сказал, что такое негативное отношение к театру, кроме отдельных членов церкви, всё-таки до некоторой степени в прошлом. В большой мере это было связано с тем, что, когда церковь вышла из катакомб в IV веке, театр у неё ассоциировался с язычеством, причём в самом худшем его проявлениях. Более того, театр – это зрелище, а значит, это те пространства, на которых очень часто совершались казни христиан, где ставили пьесы, в которых издевались над христианами. Но сейчас этого, начиная с конца XIX - начала XX веков, нет. Церковь в своё время и использовала пьесы. Святитель Димитрий Ростовский создал, можно сказать, целый театр в конце XVII – начале XVIII веков. Разумеется, это глубоко церковные пьесы, не обращавшиеся к светской жизни. Но если в XIX веке очень часто дети священников шли в актёры, то сейчас сами актёры с высшим образованием идут в священники. Я знаю таких много. И не секрет, зритель это видел, что Святейший патриарх Кирилл весной 2017 года посетил Малый театр, и, по его благословлению, один из священников потом освятил новое реконструированное здание театра. Это, мне кажется, снимает все вопросы.
Полностью беседу с гостем слушайте в аудиозаписи программы.
Пятидневка. Все выпуски
- Все аудио
- "Лайфхаки"