Пятидневка Свет фонарей окутал город мой

27 ноября 2017, 13:45

Программу "Пятидневка" ведёт Вадим Тихомиров.

27 ноября в 1730 году был принят указ Сената "О седлании для освещения в зимнее время в Москве стеклянных фонарей". Тем самым началась эра уличного освещения в городе Москве.

Как всё начиналось? Чем первые фонари заправляли? Как живут улицы нашего города сегодня?

На связи со студией – эксперт Наталья Потапова, директор Музея уличного освещения "Огни Москвы" и член Мосгоркомиссии по уличному освещению.

История освещения улиц Москвы достаточно длительная, но всё-таки Петербург в этом деле всегда шёл на шаг впереди?

Н. Потапова: Это действительно так, потому что Пётр I осветил Санкт-Петербург, свой любимый город, им созданный, первым. Первое уличное освещение в России появилось в Санкт-Петербурге. А Москву он не очень любил посещать, поэтому в Москве уличное освещение появилось уже при Анне Иоанновне в 1730 году.

Насколько известно, первый фонари заправляли маслом. И якобы москвичи постоянно писали градоначальнику, что масло капает и обжигает их. Это действительно было так?

Н. Потапова: Да нет. Масло никого не обжигало. Действительно, фонари заправляли конопляным маслом, это были масляные фонари, которые представляли собой плошку, куда заливали масло, и в неё опускали фитиль. Но так как фонарщики могли не очень аккуратно работать, часть масла действительно могла капать на головы прохожим, но масло это было не горячим.

Сохранился ли хоть один фонарный столб того времени? Или теперь можно говорить только лишь о реконструкции?

Н. Потапова: Нет. Мы можем говорить только о реконструкции, о новоделах, потому что фонари устанавливали тогда на деревянных столбах, они очень быстро приходили в негодность, да и металл у последующих столбов быстро ржавел. Москвичи тоже наносили определённый вред фонарям, часто били стёкла. А иногда даже уносили с улицы уличные фонари со столбами вместе.

А когда уличное освещение в Москве перешло на керосин, а потом на электричество?

Н. Потапова: Светотехника очень быстро начинает развиваться со второй половины XIX века, когда как раз появляются керосиновые лампы. Тогда начинают устраивать и газовое освещение. В Москве в 60-е годы современники даже стали отмечать, что город изменился, принял европейское обличье, потому что появляются керосиновые и газовые фонари, которые давали уже не одну-две свечи, как масляные фонари, а давали силу света в 8-9 свечей. То есть, на улицах города стало заметно светлее. Начала появляться вечерняя мода, прохожие, выходя на улицу, стали вечерами более нарядно одеваться.

Света тогда на улицах действительно хватало? Фонари не были своего рода маяками в ночи, по которым можно было лишь определить направление улицы?

Н. Потапова: Масляные фонари, конечно, были маяками. Керосиновое освещение – это уже чуть лучше, но, как писал В. Гиляровский, в непогоду виднелись только какие-то светлые пятна, и, только наткнувшись на столб, можно было удостовериться, что это уличный фонарь. К фонарям люди просто привыкали, зрение их привыкало, и им было достаточно и такого освещения.

В последнее время некоторые психологи говорят о том, что спектр уличного освещения влияет на настроения людей. В советское время на улицах был в основном белый, холодный свет. Потом это были оранжевые огни. Сейчас это светодиодные лампы. Меняется ли настроение человека в зависимости от того, какой свет льётся с фонарного столба?

Н. Потапова: Конечно, настроение меняется. Светотехника – это очень сложная наука. От спектра света очень многое зависит. Многое ещё зависит и от яркости света. Если фонарь будет светить прямо в глаз, это никому не понравится. И если свет от фонаря будет заглядывать кому-то в комнату, это тоже будет малоприятно. Я даже была на одном таком совещании, где обсуждали, какие фонари сейчас устанавливать. Мне казалось, что на нём рассказывают какие-то очень забавные вещи…

Какие, например?

Н. Потапова: Что магистрали нужно освещать холодным светом, чтобы водители не засыпали, а когда они подъезжают к дому, должен светить тёплый свет, чтобы перед домом они попадали в более комфортные условия.

Многие жители отдалённых городов завидуют, когда видят репортажи с праздничных вечерних улиц Москвы. Все здания подсвечены, это действительно красиво. Реально хочется выйти на улицу и гулять до тех пор, пока не выпадет снег. А как уличное освещение развивается на территории всей страны? Есть ли какая-то общая программа для того, чтобы жизнь стала не только веселее, но и светлее?

Н. Потапова: Честно говоря, я не знаю про программы, которые реализуются на территории всей страны, но что-то, наверное, появляется. Иногда даже пересвечивают улицы, как, например, в Москве. Поэтому хочется, чтобы освещение в городе было красивым, но гармоничным.

Везде ли так хорошо, как в Москве? Или где-то даже ещё лучше?

Н. Потапова: На днях я встречалась с дамой, которая приехала из Парижа. И она сказала, что слишком много в Москве света, хочется, чтобы его было меньше. Это бывшая наша соотечественница. Особенно ей очень жалко деревья, когда те обмотаны гирляндами. Не понятно, зачем это нужно?

В последнее время, надо отдать должное мэру Москвы, мы много думаем о здоровье жителей столицы. И мы знаем, что яркий свет, который попадает в окна, мешает спать людям. Есть ли какая-то возможность бороться с этим, кроме плотных штор? И это на самом деле такая серьёзная проблема?

Н. Потапова: Это, конечно, проблема. Вообще, есть специально разработанные нормы освещения улиц. Как должны быть освещены крупные магистрали, как освещаются дворовые территории. И есть ещё правила светотехники. Ни в коем случае свет не должен попадать в окна домов, поэтому, если на это поступают жалобы в Моссвет, то с этими вопросами разбираются, пытаются решить проблему. Но это всё должно решаться ещё на стадии проектирования, на мой взгляд.

Недавно на одной из улиц Москвы я обнаружил небольшой дом, около которого стояли разные фонари. Я был так потрясён, что, оказывается, их там огромное количество. Это был ваш музей. А не пора ли привести все наши столбы к какому-то единому знаменателю? В том смысле, например, что можно взять за основу столбы XIX века. Или всё-таки лучше иметь в каждом столичном районе свои столбы?

Н. Потапова:  Так и сделали в последнее время. Для исторического центра города разработали несколько конструкций фонарей. Для этого в нашем музее брали старые чертежи XIX века, которые были положены в основу современных конструкций под старину. Поэтому теперь все фонари, которые стоят на исторических улицах, соответствуют тому, что раньше было действительно в Москве. Это очень-очень похоже, по крайней мере. Это более подходит к архитектуре нашего города, потому что мы всегда говорим, что даже мелкие детали (фонари, лавочки и т.п.) создают особую атмосферу города. И нам бы хотелось, чтобы Москва не теряла своё лицо. Сейчас эти фонари уже разработаны правительством Москвы и устанавливаются на улицах.

А есть у вас какие-то любимые экспонаты? И какие экспонаты наиболее любимы посетителями? Что их привлекает больше всего?

Н. Потапова: Посетителям  очень нравятся как раз наши современные фонари, которые ещё работают на улице, которые белые и жёлтые (золотистые). Потому что от золотистого сильно искажаются цвета, и можно посмотреть, как это забавно выглядит, когда руки становятся зеленоватыми. Очень все, конечно, любят и запоминают пульт управления наружным освещением 1940 года, когда в Москве была впервые создана единая система управления освещением. С помощью этой системы обеспечивалась светомаскировка в годы Великой Отечественной войны. А так у нас огромное количество экспонатов, на всё у нас выставлено в экспозиции.

Как скоро в городе появятся столбы с солнечными батареями? Или всё-таки это завтрашний день?

Н. Потапова: Я историк. Но мне кажется, что есть уже какое-то количество устройств с солнечными батареями: светофоры, какие-то вывески небольшие, которые работают на солнечных батареях. Но мне кажется, что будет недостаточно количества солнечной энергии, чтобы осветить большой город.

Вы долгое время общаетесь с освещением и фонарями, действительно ли свет – это жизнь?

Н. Потапова: Свет – это, конечно, жизнь. Очень многое, конечно, от света зависит. И мы всегда говорим, что главное – чтобы был свет не только на улицах и в домах, но и свет был внутри нас, в наших сердцах. Тогда всё будет в нашей жизни хорошо.

Полностью программу слушайте в аудиозаписи.

Пятидневка. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • "Лайфхаки"

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация