Пятидневка Инклюзивное образование: всё включено
Программу "Пятидневка" ведёт Вадим Тихомиров.
В 1975 году, 42 года назад, в США был принят закон об образовании детей, имеющих физические и умственные недостатки. Теперь говорят "особенные дети". Что такое инклюзивное образование? Как оно внедряется в российскую жизнь?
Эксперт в студии – дефектолог, директор Института детства МПГУ, один из разработчиков федерального стандарта обучения детей с ограниченными возможностями по здоровью Татьяна Соловьёва.
Америка, 1975 год, замечательный закон, который до сих пор является стандартом. Но ведь был такой Лев Выгодский, советский психолог, который давным-давно, ещё в 30-е годы, задумался над этим. Почему так происходит: в Америке это внедряют в жизнь, а мы только задумываемся?
Т. Соловьёва: На самом деле та научная дефектологическая школа, которую Лев Семёнович Выгодский разработал и создал в России, известна во всём мире, в том числе и в США. Именно Л.С. Выгодский выделил, чему можно и нужно учить разные категории детей. Его ученики разработали целые отдельные направления, как учить детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта и т.д. Благодаря этому в советской стране были созданы отдельные школы, который являлись школами-интернатами. Правда, потом их стали обвинять в сегрегационной направленности. Хотя на самом деле они были интернатами потому, что частота детей с нарушением слуха, например, 1 ребёнок на 100 тысяч. И для того чтобы обеспечить комфортное пребывание ребёнка, который проживает в удалённом от такой школы месте, были созданы школы-интернаты. Нахождение там круглосуточно никогда обязательным не было. И всегда педагоги были рады тому, когда родители могли забирать детей как можно чаще. Если бы это происходило каждый день, то это вообще было бы идеально.
Что такое особенные дети? Кто они?
Т. Соловьёва: В Законе "Об образовании в РФ" в ст. 72 подробно изложен нормативный материал, раскрывающий понятие "дети с ограниченными возможностями здоровья". Вероятно, мы сегодня говорим о них. И там как раз раскрывается понятие "инклюзивного образования" как обеспечение доступа людей с особыми потребностями ко всем сферам социальной жизни, включая, в том числе, образование.
Особенных детей достаточно много. Все знают о том, что с каждым годом женщины становятся всё более старородящими. Поэтому в Европе на поздних сроках беременности проверяют плод на возможность у него развития каких-то дефектов. Вплоть до того, что предлагают сделать аборт женщинам на поздних сроках, потому что ребёнок может родиться с отклонениями.
Т. Соловьёва: В России ситуация аналогичная. В стране существует ранняя диагностика, бесплатная, доступная для беременных женщин. В зависимости от состояния и ведения беременности эта ранняя диагностика может быть доступна на сроке 8-12 недель, но обязательной она является на сроке 16-18 недель. Никаких нарушений она точно не выявляет, но она выявляет риск. А дальше женщина уже самостоятельно делает выбор.
Но, когда мы говорим о людях с ограниченными возможностями здоровья, это могут быть не только врождённые нарушения, но и приобретённые. Каждого человека можно назвать условно здоровым или временно здоровым, потому что бывают травмы, автокатастрофы, тяжёлые заболевания. Всё это может привести к тому, что человек, который только сегодня демонстрировал выдающиеся умственные способности, через год после реабилитации в результате работы дефектолога научится только произносить своё имя и прослеживать взглядом ложку. Здоровье можно потерять легко.
И поэтому, если так случилось, так произошло в семье, речь идёт только об особенной работе и особенном воспитании. То, что происходит сегодня в нашем обществе, это общемировая тенденция – принятие человека таким, каким он есть, каким появился на свет. Это особая культура, которая у нас развивается.
Почему так произошло, что в советское время, когда было гуманистическое общество, мы всё время прятали этих детей, старались, чтобы они не выходили на улицу, не было никаких специальных для них площадок, не было никаких дорожек, никаких подъёмников для того, чтобы люди с ограниченными возможностями могли путешествовать, ходить по музеям? Почему мы так боялись и закрывались от этой проблемы?
Т. Соловьёва: Это общемировая тенденция развития системы специального образования для лиц с такими ограниченными возможностями здоровья. Она проходит закономерные этапы развития. Есть этап создания и развития сети образовательных учреждений. Америка тоже проходила через этот этап. Но этап интеграции инклюзивного образования – конечный. Это этап, к которому стремится вектор развития всей системы. Мы тоже к нему идём и фактически пришли.
В России есть свои сильные стороны, которые, я очень боюсь, могут потеряться. Дело в том, что в США образовательные результаты человека с особенностями здоровья понимаются по-другому. У нас образовательные результаты благодаря вот этой сети, мощной, основанной на сильной научной отечественной школе, понимались как достижение уровня абсолютной свободы. Глухие люди владели устной и письменной речью, получали высшее образование. Люди незрячие свободно передвигаются с тростью. Именно поэтому российскими паралимпийцами во всём мире восхищаются. На самом деле мы достигли этого благодаря созданию специальных образовательных учреждений. И это не сегрегация, а организация специальных условий, особый хронометраж обучения.
Полностью беседу с гостьей слушайте в аудиозаписи программы.
Пятидневка. Все выпуски
- Все аудио
- "Лайфхаки"