Картинка

Пятидневка Как сегодня учат художников и скульпторов

30 ноября 2017, 12:10

Программу "Пятидневка" ведёт Вадим Тихомиров.

30 ноября (17 ноября по старому стилю) 1757 года в Петербурге учреждена Академия "Трёх знатнейших художеств". Через 7 лет она была преобразована в Российскую императорскую академию художеств.

Как живёт сейчас современная художественная мысль на берегах Невы? Где теперь готовят художников в Санкт-Петербурге? И как получить высшее художественное образование сегодня?

На связи со студией – и.о. ректора вуза-преемника – Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина при Российской академии художеств – Семён Ильич Михайловский.

Академия художеств всегда была не только эпицентром творческой мысли, но ещё и вольнодумства. Чего стоит одна только история 14 художников, которые в позапрошлом веке отвергли каноны классического искусства. Как поживают современные студенты? И насколько они вольнодумцы?

С. Михайловский: На самом деле у нас несколько дат, которые мы используем в качестве повода, чтобы поговорить об Академии художеств. Она действительно была основана в ноябре 1757 года как Академия "Трёх знатнейших художеств". Это было учреждение Академии художеств. Инициатива исходила от замечательного просветителя и мецената Ивана Ивановича Шувалова. Его имя вписано в нашу историю, потому что он помогал и художникам, и поддерживал связь с французскими просветителями. И, конечно, это его проект.

А есть ещё другая дата. Это 1764 год, когда Екатерина II даровала нам Устав привилегий, академия получила свой статус, произошла закладка здания на Набережной, которым мы так гордимся. Потому что если не будет у нас этого здания, всё будет совсем по-другому. И потом была огромная история.

Надо сказать, что Академия никогда не была местом вольнодумства. А вот в рядом находящемся университете бродили сквозняки постоянно. В Академии художеств, так как студенты с утра до вечера с натуры то рисуют, то пишут, то занимаются скульптурой, архитектурой и разными другими изящными искусствами, они были всегда слишком заняты, чтобы заниматься какими-то глупыми вещами, временными. Они как-то с вечностью больше имели дело.

Поэтому школа у нас сохраняется. К нам студенты приезжают со всего мира и из самых разных мест огромной нашей страны, , учатся и чувствуют себя комфортно. Хотя ну как можно чувствовать себя комфортно в таком огромном здании и с такой историей? Конечно, история довлеет, и педагоги все проблемы, которые есть, отражают. Но, тем не менее, хочу сказать: я полагаю, что это счастливое место, где ты можешь заниматься искусством, окружённый историей, музеем, церковью Святой великомученицы Екатерины, библиотекой. Конечно, все здесь занимаются искусством, поэтому всё остальное как-то их не очень волнует.

Говорят, по коридорах Академии художеств иногда бродит призрак?

С. Михайловский: Я сейчас работаю до полуночи, иногда остаюсь позже и могу сказать, что здесь очень хорошо. Здание огромное, 30 тысяч кв. Мы о нём постоянно думаем и заботимся. Поэтому призраков нет, они исчезли. То ли среды нет какой-то для них благотворной, то ли им просто здесь не интересно. Вообще, нет призраков призрака. Ни разу он мне не встречал.

Вы были комиссаром биеннале современного искусства от России в Венеции. Я очень рад, что человек с такими прогрессивными взглядами сейчас возглавляет Академию художеств, в данном случае – институт, но это не имеет принципиального значения. Мне всегда кажется такая простая вещь, что художники – это предвидцы будущего. Они живут сегодня, а смотрят вглубь и ввысь.

С. Михайловский: Да, это правда.

Меня это очень радует потому, что нельзя замыкаться в каких-то очень узких рамках, как в своё время в Советском Союзе был соцреализм и дальше никуда. Жизнь ведь многообразна и удивительна.

С. Михайловский: Для академии даже вот этот период, не самый счастливый для страны и не самый счастливый для людей, был каким-то спокойным. Но всегда спокойствие нужно художнику. Он всё-таки должен испытывать какие-то эмоции, чувства, переживать происходящее.

Мы стараемся, чтобы у молодых ребят была какая-то социальная чувствительность, чтобы они чувствовали мир и происходящие в нём изменения. Мы не меняем систему, которая у нас есть, ориентированную на классические образцы, но, с другой стороны, игнорировать происходящее просто было бы совершенно не правильно. Потому что художник должен быть вообще чувствителен. Он должен чувствовать окружающую жизнь, должен видеть будущее. Это важные моменты, и мы стараемся студентов как-то к этому направлять. Другое дело, что не всегда это получается. Не все же талантливые. Талант даётся Богом, я уверен. И наша задача просто развить этот талант. Потому что мы его не можем пробудить, но развить мы можем, можем помочь.

Академия художеств самодостаточна, но при этом она открыта для всех, и мы совершенно не чувствуем какую-то свою ущербность в мире. Так получилось, что мы так задержались, что оказались лидерами среди художественных школ. Но школу мы свою сохранили. И к нам приезжают учиться именно этому, тому, что сохранилось в едва ли не в единственном месте в мире.

Художник должен себя кормить. Есть ли у вас специальный курс лекций, чтобы художники учились умению продвигать себя в этом мире и в искусстве, чтобы зарабатывать на этом просто деньги для себя и своей семьи?

С. Михайловский: У нас всё происходит естественным путём. Люди приходят к тому, что им нужны знания и понимание, как существует современный художественный рынок. И как-то всё это естественным путём возникает: какие-то курсы, к нам приходят студенты, мы это обсуждаем с ними. Школа у нас замечательная, но после школы художник должен найти себя в этом мире. Это всё не просто. Это как раз та проблема, которую мы решаем. Есть какие-то профессии (реставраторы и прочее), которые востребованы, а вот просто свободный художник? Унас написано, что он обладает свободным художеством, А что такое свободное художество? Это же не имеется в виду, что это какая-то абсолютная отвязность, имеется в виду социальный статус художника. Вот социальный статус художника тоже очень важен. Я считаю, что сейчас такое время, может быть, это наивный взгляд, но в истории никогда не было такого периода, когда были такие свободы как сегодня.

Полностью программу слушайте в аудиозаписи.

Пятидневка. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • "Лайфхаки"

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация