Пятидневка День рождения российской информатики
Программу "Пятидневка" ведёт Вадим Тихомиров.
В этот день 69 лет назад в СССР изобрели ЭВМ. 4 декабря 1948 года Госкомитет СССР по изобретениям выдал сотрудникам Энергетического института АН СССР И.С. Бруку и Б.И. Рамееву авторское свидетельство на автоматическую цифровую вычислительную машину. Тем самым было положено начало практическим работам в СССР по созданию ЭВМ.
Как жили советские ЭВМ? И действительно ли они были самыми большими и, может быть, самыми быстрыми?
Эксперт в студии – один из старейших российских программистов, профессор, лауреат премии имени С.А. Лебедева главный научный сотрудник Института системного программирования РАН Александр Николаевич Томилин.
За что вы получили Госпремию?
А. Томилин: Я получил Государственную премию вместе коллективом разработчиков машины БЭСМ-6 или, как тогда говорили, "первого советского миллионника", то есть, первой машины в СССР, которая выполняла миллион операций в секунду.
А это было много или мало по мировым меркам?
А. Томилин: Это было одинаково с самыми быстродействующими машинами в мире в то время.
Арифмометр действительно был предтечей ЭВМ? И есть что-то общее между арифмометром, логарифмической линейкой и вычислительной машиной?
А. Томилин: Если говорить о вычислительных машинах, то, конечно, нужно начать с 1834 года, когда Чарльзом Бэббиджем в Англии была создана так называемая "аналитическая машина". Фактически тогда и появился тот способ вычислений под управлением потока команд, где в командах указывались операции над данными, в первую очередь, конечно, над числами, и указывались адреса этих чисел. Собственно, это и была такая машина. Поэтому тот способ вычислений, который сейчас во всех машинах, в том числе находящихся в этой комнате, идёт от Чарльза Бэббиджа.
А как же наш Семён Корсаков?
А. Томилин: Это были совсем другие машины. Машины С. Корсакова были машинами логического характера. Были и другие разработки, но это не были машины такого вычислительного плана. Всё началось как раз с Ч. Бэббиджа. Но его машина была не закончена, хотя программы для неё были написаны, и написаны они были в основном леди Августой (Адой) Лавлейс, дочерью поэта Байрона. Она написала программы. Не так давно они были проверены, и в них были найдены лишь незначительные ошибки.
Очень часто историки Советского Союза говорят, что и И. Сталин, и правительство относились скептически к электронно-вычислительным машинам. И вдруг я нахожу Указ о создании Института точной механики и вычислительной техники от 29 июня 1948 года за подписью товарища Сталина…
А. Томилин: В СССР на разработку средств, которые могли быть использованы для защиты Отечества, то есть, в военных целях, не жалели ничего и не ограничивались ничем. Другое дело, что тогда кибернетику, а, собственно, вычислительные машины и являются частью этой самой кибернетики, сильно ругали, предавали анафеме, в СМИ в том числе, и это хоть сколько-то, но задержало развитие в массовом порядке вопросов, связанных с вычислениями и созданием средств вычисления в нашей стране. Но для военных целей ничего не ограничивали. Поэтому и был создан Институт точной механики и вычислительной техники.
Сейчас не военная тайна, что многие секреты атомной бомбы мы заимствовали у американцев. Почему же мы не заимствовали тогда секреты вычислительной техники и шли своим путём? Разведка плохо работала?
А. Томилин: Не в этом дело. Но я продолжу. Вслед за механическими машинами были электронно-механические машины. Основной изобретатель этих машин Конрад Цузе из Германии. Первая машина Z1 была сделана в 1939 году, дальше в самом начале войны появились Z2 и Z3. Они даже работали во время войны. Это были самые настоящие вычислительные машины, только элементная база у них была уже другая: не ряд колёс на оси, как в арифмометре, а электромеханические реле. Реле замкнулось – единичка, реле разомкнулось – нолик. Но развитие этой области тогда недооценивалось властями. Машина Ч. Бэббиджа финансировалась военными, а потом они бросили это дело, недооценили. Точно так же машину К. Цузе недооценило и правительство Германии. Правда, была война, наверное, все силы тогда в Германии бросали на войну и недооценили.
А уже электронные вычислительные машины стали оценивать. Первая электронно-вычислительная машина появилась в 1946 году. Её разработали в основном два инженера – это Джон Моучли и Джон Эккерт. Потом к ним присоединился известный мировой учёный Джон фон Нейман. Его настоящее имя Янош, он венгр. Это очень известный учёный, он имеет большие заслуги в математике, физике, был серьёзным участником разработки "Манхэттенского проекта" (его пригласил Роберт Оппенгеймер) по созданию атомного оружия. Он прибыл в Пенсильванский университет, где разрабатывалась машина ЭНИАК (ENIAC) и понял, что это то самое, что нужно, и стал участвовать в этом деле. И тогда же, в 1946 году, подготовил отчёт о принципах создания машин.
Когда мы говорим о регистрации в Комитете по изобретениям предложения С. Брука и Б. Рамеева, там тоже был отчёт о принципах создания вычислительной машины.
Но наши учёные пошли своим путём?
А. Томилин: Да, конечно. Ну, как своим путём? Этот подход организации вычислений, который был заложен Чарльзом Бэббиджем, остался и уже для нового поколения электронно-вычислительных машин, где элементной базой стали электронные компоненты. Вначале это были электронные лампы. И с вычислительной машиной произошло точно так же, как это произошло с паровозами и радио (Стефенсон и Черепановы, Попов и Маркони). Прогресс в развитии техники требовал этих решений. И они появлялись. В нашей стране эти потребности реализовали два человека, работавшие параллельно. Это Сергей Алексеевич Лебедев и Исаак Семёнович Брук. Оба они были уже известными инженерами и даже, можно сказать, знаменитыми учёными-электротехниками. И они перешли от этой своей специальности к новой специальности, понимая, насколько важно, в том числе и для их специальности электротехников, высокое быстродействие в вычислениях.
Полностью беседу с гостем слушайте в аудиозаписи программы.
Пятидневка. Все выпуски
- Все аудио
- "Лайфхаки"