Авторские материалы Атомоход "Ленин" - символ советского технического прогресса
Персоны
60 лет назад, 5 декабря 1957 года, был спущен на воду атомный ледокол "Ленин". Он стал первым надводным судном с ядерной силовой установкой. Ледокол был предназначен для обслуживания Северного морского пути. Это - кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком. Подробнее об истории атомохода "Ленин" - обозреватель "Вестей FM" Борис Бейлин.
Ледокол "Ленин" стал не только первым в истории гражданским, но и вообще первым надводным судном с ядерной установкой. До него атомный реактор имели только подводные лодки. Американская "Наутилус" - 1954 года постройки, и советская "Ленинский комсомол". Ее спустили на воду за несколько месяцев до ледокола. Проект атомохода разрабатывался с 1953 года. Корабль заложили в 1956 году в Ленинграде, а уже на следующий год спустили на воду. Этот момент сохранила кинохроника.
КИНОХРОНИКА: Команде приготовиться к спуску ледокола "Ленин" на воду! Носовые стрелы - долой, кормовые стрелы - долой. 12 часов. 5 декабря 1957 года атомный ледокол "Ленин" сошел на воду.
Ледокол водоизмещением в 16 тысяч тонн имел длину 134 метра. И ширину 27 метров. По сравнению с дизельными судами, он был очень мощным, что, в свою очередь, было необходимым условием для того, чтобы взламывать лед. Благодаря ядерной установке, он не нуждался в дозаправке. Первоначально на ледоколе было 3 реактора.
КИНОХРОНИКА: Сам реактор заключен в стальной кожух, заполненный водой. В реакторе атомного ледокола непрерывно поддерживается цепная реакция деления ядер урана. При этом выделяется большое количество тепловой энергии. Вода-теплоноситель, движущаяся под большим давлением по каналам реактора, нагревается до нескольких сот градусов и поступает в парогенератор. Здесь теплоноситель отдает свое тепло.
Ледокол "Ленин" сразу же стал одним из главных символов советского технического прогресса, своеобразной визитной карточкой страны. Современные механизмы уживались в нем с классическим комфортом. Экипаж корабля, а это - около 200 человек, располагался в одноместных или двухместных каютах. Для отделки интерьера использовалась карельская береза. На судне были сауна и курительный салон. Сразу было заявлено, что атомный "Ленин" не представляет опасности ни для экипажа, ни для окружающей среды.
КИНОХРОНИКА: Во время работы реактора в окружающем его воздухе возможно появление некоторой радиоактивности. Особая вентиляционная система непрерывно откачивает этот воздух. Проходя через специальные фильтры, он полностью очищается от радиоактивных примесей и только после этого выбрасывается в атмосферу.
После выхода ледокола в море разные службы - и советские, и зарубежные - не зафиксировали никакого превышения уровня радиации возле корабля.
К середине 60-х годов "Ленин" провел по Северному морскому пути более 400 судов. Но дальше начались проблемы. На судне произошли 2 аварии. Был поврежден контур реактора. Специалисты пришли к выводу, что силовую установку нужно заменить. 3 старых реактора - на 2 новых. В 1967 году началась уникальная операция. Ледокол отвели в район Новой Земли. Демонтировать реакторы вручную не рискнули. Как вспоминали потом участники операции, вместо этого водолазы сделали разрезы в корпусе корабля, установили заряды и с помощью направленных взрывов буквально выбили реакторный отсек из ледокола. После взрыва он ушел на дно. А сам атомоход доставили в Росляково. Там ледокол отремонтировали и поместили в него новые ядерные реакторы.
В 1970 году "Ленин" вновь вступил в строй. И еще почти 20 лет взламывал льды.
Атомоход вывели из эксплуатации в 1989 году. Сейчас он находится на вечной стоянке в Мурманске. На его борту - музей.