Авторские материалы В высшем образовании грядут изменения
Персоны
Будущий год – время перехода на новую модель высшего образования. В России исчезнет понятие "бакалавр". Вместо него будут высшее и специализированное высшее образование. Магистратура останется, но претерпит серьезные изменения. Кроме того, новая эволюционная модель образования предполагает "усиление фундаментальных начал и качественную практикоориентированность". Об этом заявил на встрече с ректорами российских университетов глава Минобрнауки Валерий Фальков. О новшествах, которые ждут вузы, их студентов и педагогов – Марина Костюкевич.
В новый год – с новой моделью высшего образования. Минобрнауки готовится к эволюционным шагам для учебы в вузах. Изменения грядут кардинальные. В основе – интеграция науки, образования и практики.
По новому будет даже выстроен сам образовательный статус выпускника. Исчезнет понятие "бакалавр". Вместо него будут высшее и специализированное высшее образование. Пилотный проект перехода на новую модель высшего образования запустили нынче в шести российских вузах. Он предусматривает два уровня высшего образования: базовое и специализированное. Срок обучения на базовом варьируется от четырех до шести лет, на специализированном – от года до трех, – рассказывает эксперт направления "Народный Фронт. Аналитика" Дмитрий Цвич.
ЦВИЧ: У нас ряд специалистов, которых мы обучаем – медики, врачи, фармацевты и еще ряд специальностей обучаются пять лет и получают специальности, которые называются обывательским языком бакалавриат, магистратура и специалитет. Фактически может быть возврат к системе специалитета. До сих пор идет поиск: к чему мы придем, будет ли магистратура и что будет после.
А что будет записано в дипломе выпускника вуза, если вернется специалитет? Будет указано: закончил программу высшего образования по такому-то направлению подготовки или специальности и какая присвоена квалификация, – поясняет заслуженный профессор Института образования ВШЭ Ирина Абанкина.
АБАНКИНА: Условно говоря, физик-теоретик, экономист, юрист. Сам по себе уровень образования указан не будет. Программа высшего образования – будет сказано. Магистрам, им будет, а вот специалистам или бакалавр в диплом писать не будут, это у нас считается высшим образованием.
Глава Минобрнауки Валерий Фальков подчеркивает, что "в новой модели образования упор делается на "усиление фундаментальных начал и качественную практикоориентированность".
Что это значит? Это усиление проектных подходов в самих программах и возможность защищать дипломы в формате стартапов, вплоть до разработки собственных проектов студентов и внедрения их предложений на производстве. В руководстве вузов появится больше так называемых профессоров практики, которые пришли из бизнеса или с производства.
Плюс – обязательные стажировки студентов на предприятиях. Для того, чтобы вузы активнее интегрировались в науку и производство, будут строить кампусы-площадки, где студенты могут не только жить, ходить в кафе и библиотеки, но и разрабатывать свои программы и предлагать их будущим работодателям, – говорит Ирина Абанкина.
АБАНКИНА: Кампусы – это не просто общежития, это расширение экспериментальной лабораторной базы, оснащение их новым оборудованием, и направленность на разработки инженерных задач. Научные организации делают разработки, исследования, есть производство которое готово запускать в производство, но уже готовых и апробированных решений. А вот между запуском и производством – мертвая зона. Никто не хочет идти. Ни инвесторы, ни производство. Потому что это зона риска. И вот нужны такие экспериментальные площадки. И вот уже сегодня эту мертвую зону уже активно передают университетам.
Пионерами в создании кампусов стали несколько российских вузов. Например, кампус в "Бауманке" уже называют "ошеломительным" проектом. В нем есть все, чтобы студенты работали над реальными проектами, в будущем разработки (многие из которых весьма прогрессивны и эксклюзивны) будут предложены нашей промышленности и бизнес-сфере. Транспортный университет РЖД также имеет кампус с возможностью работы на симуляторах (проще говоря – тренировочном комплексе), кампусы активно внедряют и в Калининграде, где уже развивают собственные наработки с прицелом на практическое применение.
Всего в 2025 году будет построено 25 кампусов в разных городах России.