Авторские материалы "За пропастью во ржи": фильм-каламбур

5 декабря 2017, 12:24

В российский прокат выходит "За пропастью во ржи" - фильм-биография о судьбе выдающегося американского писателя Джерома Сэлинджера, автора культового романа "Над пропастью во ржи". Более всего картина знаменательна тем, что одну из главных ролей сыграл Кевин Спейси - артист, которого мы еще не скоро увидим на экране. Рассказывает кинообозореватель "Вестей ФМ" Антон Долин.

"За пропастью во ржи" - несколько неловкий и не очень понятно, что именно означающий, но вынужденный каламбур-перевертыш названия легендарной книги Джерома Сэлинджера "Над пропастью во ржи": ее созданию и судьбе ее автора посвящена картина, оригинальный заголовок которой еще хуже - "Бунтовщик во ржи".

Меж тем, даже по фильму вполне ясно, что бунтовщиком Сэлинджер не был, темперамент не позволял, - разве что, глубинным нонконформистом, как и его любимый герой Холден Колфилд, с которым, впрочем, идентифицировать писателя тоже не стоит. Но не только в заголовке здесь проблема. Это обычная и даже в каком-то смысле вечная история. Когда судьба гения становится в центр очередного беллетризованного биографического исследования, его автор поневоле падает в одну из двух пропастей: или пытается превратить, как правило, довольно скучную жизнь в драму, или напрямую отождествляет персонажей с их создателем.

"За пропастью во ржи" попадает в обе ловушки: со сложнейшим материалом режиссер-дебютант - до того более известный как артист и сценарист, в частности, "Сойки-пересмешницы" Дэнни Стронг, - явно не справляется. Он делает Сэлинджера, старательно сыгранного действительно одаренным Николасом Холтом, таким же уязвимым вечным подростком, как его знаменитый герой. Стронг, вроде бы, намечает сразу несколько конфликтов. Первый - проблемы Сэлинджера с издательской индустрией, падкой до славы, но не слишком чуткой к подлинным талантам. Второй - с родителями, не понимающими истинного масштаба дарования сына. Третий - с Уной О’Нил, возлюбленной писателя, которая, как известно, вышла замуж за Чарли Чаплина, пока Сэлинджер воевал в Европе. И даже эти самые бои и окопы, в которых, по признанию писателя, рождался "Над пропастью во ржи", показаны очень фрагментарно, хотя здесь-то можно было развернуться; впрочем, помешал, вероятнее всего, бюджет.

В конечном счете, ни один из конфликтов не выстреливает в полной мере - кроме, пожалуй, истории отношений Сэлинджера с его учителем и первым издателем Уитом Бернеттом. Да и то, эта линия срабатывает поневоле - из-за недюжинного таланта Кевина Спейси, сыгравшего роль Бернетта, стареющего и недооцененного писателя, который любит своего протеже и ревнует к нему. Эта поневоле пронзительная линия - важнейшего человека в жизни гения, который уходит в тень забвения, - не может не связаться в сознании зрителя с нынешней судьбой Кевина Спейси, после известного скандала потерявшего место, кажется, не только в киноиндустрии, но и в истории кино.

Слава богу, впрочем, историю будут писать не такие люди, как посредственный во всех отношениях Дэнни Стронг, и она сама решит, кому в ней задержаться, а кому - исчезнуть без следа. 

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация