Авторские материалы Человек-планета: Владимиру Наумову - 90
Сегодня исполнилось 90 лет выдающемуся российскому режиссеру Владимиру Наумову. В 60-70-х годах в составе творческого тандема с Александром Аловым он сделал несколько знаменитых картин - "Мир входящему", "Скверный анекдот", "Легенда о Тиле", а после смерти соавтора продолжал работать в одиночестве. С днем рождения мастера поздравляет кинообозреватель "Вестей ФМ" Антон Долин.
Владимир Наумович Наумов - фигура легендарная и, в общем, уникальная: в свои 90 лет он остается активном участником творческого процесса отечественного кинематографа, связав несколько поколений и эпох. Успел застать оттепельные 50-е с революционной лентой "Ветер" - первой их совместной работой с Александром Аловым, ветераном войны и не менее выдающимся автором, которого с Наумовым соединила, кажется, сама судьба.
Стал знаковой фигурой 60-х - они с Аловым сначала сделали знаковый и, как сейчас это называется, культовый фильм о войне "Мир входящему", получив за него заслуженный приз в Венеции, а потом - гротескный и явно опередивший свое время, вместе с тем продолжив традиции русского авангарда, "Скверный анекдот" по повести Достоевского: эта картина, в которой Евгений Евстигнеев сыграл едва ли не лучшую свою роль, сновидческая, едкая притча о вечной связки начальника и раба была запрещена и положена на полку на несколько десятилетий.
В 70-е открыл "Бег" - монументальная фреска по одноименной, опять же, сновидческой пьесе Михаила Булгакова. Этот фильм стал началом реабилитации полузапрещенного писателя, к которому следом за тем одним за другим стали обращаться и остальные знаменитые мастера режиссуры, стал неожиданно глубокой и неформальной рефлексией на тему гражданской войны и соединил в едином сюрреалистическом пространстве лучших артистов своей эпохи – здесь Алексей Баталов и Людмила Савельева, Михаил Ульянов и Владислав Дворжецкий, Олег Ефремов и Владимир Басов. В том же десятилетии дарят зрителю иную романтику, брейгелевско-европейскую "Легенду о Тиле" с потрясающими актерскими работами Иннокентия Смоктуновского и Евгения Леонова.
И во всех этих, столь разных, картинах Алов и Наумов, как верные ученики любимого ими Феллини, соединяют реальность и грезу, литературу и кинематограф. В этом им не было равных.
В 80-е они вошли с "Тегераном-43" - советско-французским хитовым детективом, где снялся сам Ален Делон, и продолжили пронзительным "Берегом", еще одной ревизионистской и неожиданной картиной о войне.
Послесоветский Наумов - сольный Наумов: сюрреализм и поэзия, свободный поток визуальных ассоциаций и всегда неожиданный и точный кастинг. Фильмы, не повлиявшие так сильно на поколения уже новых зрителей, но составившие отдельный мир - свою планету, на которой так странно и прекрасно оказаться, на время покинув мир привычного типового кино.