Авторские материалы Нужен ли ТО? Комментарии автоэкспертов
Персоны
Купить справку о техосмотре больше не получится. Правительство планирует ужесточить правила работы пунктов ГТО, чтобы исключить продажу диагностических карт. Кроме того, предлагается штрафовать водителей, не прошедших ТО. Обозреватель "Вестей FM" Павел Анисимов разбирался, насколько осложнится жизнь автомобилистов.
Система государственного техосмотра автомобилей может быть изменена. В частности, проведение ТО предлагается фотографировать и снимать на видео. Во время съемки должны быть видны номер машины, место и время прохождения ТО. Контроль за действиями операторов перейдёт от Российского союза автостраховщиков государственной организации - Ространснадзору. В то же время базу данных машин, которые прошли ТО, заберут у гаишников и отдадут страховщикам. При этом продажа диагностических карт без проверки автомобилей, как и внесение в базу "липовых" данных, станет уголовным преступлением. Самого водителя за езду без техосмотра оштрафуют на 800 рублей. Все эти меры, по мнению чиновников, заставят водителей честно проходить ГТО.
Сегодня лишь каждый пятый автовладелец приезжает на ТО, утверждает гендиректор отраслевого союза "ТехЭксперт" Сергей Зайцев. Большинство водителей просто покупают диагностическую карту. Причём многие даже не заезжают на пункт осмотра - просто перечисляют деньги недобросовестным операторам. Те вносят данные в Единую систему ТО и присылают заполненный бланк диагностики на почту клиента. Тем не менее, реформирование системы техосмотра не будет эффективным, полагает Сергей Зайцев. По его мнению, передача функций Ространснадзору приведет лишь к росту коррупционной составляющей.
ЗАЙЦЕВ: Почему сегодня пытаются привлечь Ространснадзор к надзорной деятельности при отсутствии должного уровня бюджетного финансирования? Там даже нет возможности толком справиться с организацией перевозок, в том числе пассажиров. Давайте себе представим "надзорного" человека, который получает зарплату 15 000 рублей. И есть такой инструмент, как жалобы автовладельцев.
Автоэксперт Вячеслав Субботин уверен: государственный техосмотр давно пора отменить. Ни в одной стране нет госоргана, который занимался бы этим. Машину можно проверить на плановом ТО у официального дилера или в любом другом сервисе с лицензией.
СУББОТИН: Моторизованная страна №1 - Америка. Так вот, там в абсолютном большинстве штатов вообще нет техосмотра. Техосмотр современному автомобилю не нужен - у него есть самодиагностика. И если он сам у себя обнаружит неисправность, то он предупредит водителя об этом. Поэтому весь техосмотр можно свести к одному: если есть огнетушитель, ремни на месте, фары горят - ну и хорошо.
Новая система техосмотра не уберёт с дорог автохлам, полагают эксперты. Просто миллиарды рублей, которые вращаются на этом рынке, перекочуют из одного кармана в другой. Специалисты предлагают избавить от этой процедуры все машины "моложе" 10 лет. Обязательный техосмотр надо оставить только для такси, грузовиков и автобусов.