Пятидневка Первый беспилотник был изобретён в России почти 300 лет назад

12 декабря 2017, 12:10

Тема эфира:  Современное  вертолетостроение, использование вертолетов. 

Эксперт  выпуска: доцент кафедры проектирования  вертолетов  Московского  авиационного института Павел  Вячеславович Макеев.

Историческая дата: В 1754 году М.В.Ломоносов  испытал  аэродинамическую  машину, которую  называл "воздухобежной". 

“Почтеннейший советник Ломоносов показал изобретенную им машинку, которую называет воздухобежной (аэродромической) и которой устройство должно быть таково, что силой крыльев, движимых пружиной, подобной тем, какие обыкновенно бывают в часах, двигающихся горизонтально в противоположных направлениях, машина давит на воздух и поднимается по направлению к верхнему региону воздуха для того, чтобы, достигнув верхнего воздуха, можно было производить исследования метеорологическими приборами, прикрепленными к этой воздухобежной (аэродромической) машине. Машина была подвешена на веревке, натянутой между двумя блоками, и удерживалась в равновесии грузиками, подвешенными с противоположной стороны. При заведенной пружине быстро поднималась вверх. Это обещало желаемый эффект. По словам изобретателя, этот эффект увеличится, если увеличится мощность пружины, если больше будет дистанция между двумя парами крыльев и коробка, в которой помещается пружина, для наименьшего веса будет выполнена из дерева, о чем, как полагается, он обещал сам позаботиться”. (Перевод протокола конференции Императорской  Академии наук от 1 июля 1754 года с ланитского языка).

А уже 12 декабря 1754 года Михайло Ломоносов представил на суд Академии свой аппарат, с помощью которого можно было отправлять в верхние слои атмосферы термометр. Таким образом, он стал родоначальником вертолетостроения.  Что такое вертолёты? Как они развивались? Что происходит сейчас с российским вертолётостроением?     

Вадим Тихомиров: - Возможно ли, чтобы человек сначала начал строить самолёты, а потом вдруг плавно изменил им и начал создавать вертолёты?  

Павел  Макеев: -  Вертолёт и самолёт имеют разные возможности

Вадим Тихомиров: - Да, и корни разные

Павел  Макеев: -  Корни разные. Разумеется, что человек изначально вдохновлялся полётом птиц, поэтому сначала возникла идея самолёта, но достаточно скоро возникла идея вертолёта. Хотя в природе мы наблюдать вертолётный полёт не можем, но каждый из нас хоть раз видел полёт вертолёта – это семечко клёна. Достаточно взять гроздь высохших семян клёна зимой или весной, оторвать одну, подбросить и то, что вы увидите  - это самый настоящий полёт в режиме авторотации одновинтового вертолёта  с одной лопастью. Фактически – это вертолёт.

 Вадим Тихомиров: -  Но если окунуться совсем в историю, то давайте вспомним Китай четыре тысячи лет назад, когда они брали палочку с перьями,  раскручивали её и палочка взлетала.

Павел  Макеев: -  Дело в том, что когда появились вертолёты, то учёные, а именно историки техники, они стали искать везде, где это только возможно. И выяснилось, что в китайских трактатах очень древнего периоды уже были упоминания о таких игрушках, но это были ещё игрушки.

Вадим Тихомиров: - Очень хочется, чтобы родиной вертолётов была Россия, но …вспомним Леонардо да Винчи – гениального человека, который не только рисовал великие картины, но и конструировал разнообразные приборы.        

Павел  Макеев: -  Без сомнения, конечно, Леонардо да Винчи – это гениальный учёный. Это самый яркий человек эпохи Возрождения, первый пример универсального человека (термин, который вошёл в историю). Действительно, в его дневниках были обнаружены рисунки аппарата похожего на вертолёт. Хотя, должен отметить, что это было обнаружено достаточно поздно и после того как наш соотечественник Михаил Васильевич Ломоносов, который тоже был примером универсального человека своего времени. Не случайно, что его ставят в один ряд с такими учёными, как Леонардо да Винчи. Михаил Васильевич Ломоносов был художником, поэтом, учёным в самых разных областях, и создал свою  аэродинамическую машинку, но при этом ничего не знал о научных работах Леонардо да Винчи на тот момент, а узнали о них позже.  Михайло Ломоносов создал свою машинку абсолютно независимо.

Вадим Тихомиров: - Летательный аппарат Михаила Васильевича Ломоносова заключал в себе ещё одну тайну, которая до сих пор используется в современном вертолётостроении. Что это за тайна?        

Павел  Макеев:- Удивительно, но Ломоносов создал первый летающий  образец  беспилотного вертолёта, классический пример беспилотника, то что мы сейчас можем наблюдать. Дело в том, что Ломоносов озаботился одной технической проблемой, которая потом легла в основу развития вертолётов и породила ряд различных схем вертолётов. А именно: это борьба с реактивным крутящим моментом. Ведь если мы вращаем  винт в одну сторону, а у нас есть трансмиссия, то аппарат начинает вращаться в противоположенную сторону. Лететь на таком вертолёте невозможно, потому что голова закружится. А Михаил Васильевич Ломоносов задумался  и решил эту проблему путём установки двух винтов вращающихся в разные стороны. То есть, - это первый соосный вертолёт, который появился в 1754 году. Позднее этот принцип лёг в основу наших вертолётов фирмы Камов.

Вадим Тихомиров: - Приоритет остался у нас

Павел  Макеев:- Очевидно, что да. По вертолётам тоже, если считать, что первым взлетевшим был аппарат Михаила Ломоносова, то приоритет по вертолётам остался у нас…      

Полностью слушайте эту беседу в аудиозаписи

 

Пятидневка. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • "Лайфхаки"

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация