Картинка

Витаминка Памятка родителям: как помочь ребенку пережить Новый год

31 декабря 2017, 08:05

Персоны

Как выстроить отношения с детьми в новогодние праздники.

НЕКРАСОВА: Здравствуйте, дорогие друзья. В студии Екатерина Некрасова. Это программа "Витаминка" – программа о детском здоровье. Прежде всего, конечно, поздравляю вас всех с наступающим Новым годом, желаю всем детям и родителям здоровья, успехов. И, наверное, близких, добрых отношений друг с другом, ну а это значит и терпения, и взаимопонимания, чего нам так часто не хватает.

Мы в последний день этого года решили поговорить о самом важном после физического здоровья – это о психологическом климате в семье, о наших отношениях с детьми, прежде всего в период праздников. Потому что это такое особое время: родители хотят стать добрее и прикладывают к этому больше усилий, чем обычно, и даже иногда у них это получается. Ну а детям соответственно больше позволяется, и от этого они, безусловно, делаются счастливее, но и, конечно, непослушнее. Как правильно вести себя нам, родителям, с детьми в праздничные дни (ну и не только, конечно), мы обсудим с нашим гостем – это доцент кафедры педагогики и медицинской психологии Университета имени Сеченова, кандидат психологических наук Антон Сорин. Антон, здравствуйте.

СОРИН: Здравствуйте.

НЕКРАСОВА: Знаете, вот начать хотелось бы с такого простого вопроса: что такое для ребенка Новый год?

СОРИН: Новый год для ребенка – это прежде всего стресс.

НЕКРАСОВА: Ох ты! Вот так вот…

СОРИН: Да, конечно. Ну мы  вами должны хорошо отдать себе отчет в том, что любые события, которые так или иначе меняют стандартный уклад жизни ребенка, это, конечно, стресс. И Новый год – это стресс очень серьезный для любого ребенка. И для дошкольника, которому приходится посещать соответствующие мероприятия в детском саду, танцевать танец снежинок, ходить в костюме зайчика, рыбки, птички, мишки и всех остальных возможных зверей. Ровно так же это стресс и для школьников, которые, с одной стороны, заканчивают непростую вторую четверть и первое полугодие учебного года, но в то же время ждут подарков, ждут подарков и на очень многое в этой связи надеются. И мы с вами понимаем, что не все их надежды всегда…

НЕКРАСОВА: Ой, не все…

СОРИН: Не все, не все их надежды всегда реализуются. И это часто связано с некоторыми легкими, иногда не очень легкими разочарованиями.

НЕКРАСОВА: Об этом мы обязательно поговорим тоже, да. Но давайте вот тогда с маленьких детей начнем. Зайчик в детском саду. Ну на него посмотришь – как правило, ему же нравится. Нет, бывают, конечно, случаи, когда он выйдет, откроет рот, чтобы прочитать стихотворение, закроет рот и убежит, такое бывает. Но, как правило, дети радостно реагируют на все это.

СОРИН: Да, безусловно. Вас, видимо, ввело в заблуждение использование мною слова "стресс". Стресс – это для ребенка прежде всего не нечто негативное, а стресс – это напряжение. Да, безусловно, ребенок, участвующий в детском утреннике, может получать от этого искреннее удовольствие – и от танца, от веселой пантомимы, и от чтения зажигательного стиха без единой буквы "р". Это все отличные и нормальные вещи, которые детям нравятся, и они с удовольствием принимают в этом участие. Но для детей это напряжение, которое неминуемо должно впоследствии разрядиться какой-то их активностью. Это что-то, на что впоследствии они должны отреагировать тем или иным способом. Это не что-то, к чему мы их принуждаем, это не что-то негативное, это просто что-то другое относительно той повседневной жизни, которую они ведут. Это что-то другое, и в связи с этим это вызывает волнение, вызывает переживание, вызывает обсуждение, вызывает внутренние процессы в ребенке, которые не всегда он сам может правильно понять и правильно с этим справиться.

НЕКРАСОВА: То есть, смотрите: первый вывод для родителей. Когда мы всю первую половину дня елки, вот этой общей елки, видим, как наш зайчик (во всех смыслах слова) чудесно себя ведет, какой он милый, послушный и хороший, приходим домой и вдруг начинается что-то неожиданное для нас, мы говорим: "Подожди, ты сегодня был таким хорошим, что с тобой случилось?" Сразу надо самому себе ответить, что с ним случилось, и принять это.

СОРИН: Да, безусловно...

Слушайте в аудиофайле!

Витаминка. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация