Пятидневка "Жизнь только начинается": два лика Валентина Катаева
Рубрику ведет Наталья Павловна Бехтина.
Наталья Бехтина: Гость нашего эфира - писатель, общественный деятель, депутат Государственной Думы РФ Сергей Шаргунов. В 2017 году он стал лауреатом очень почетной премии - "Большая книга".
Сергей, когда мы с вами встречались несколько лет назад, вы сказали, что работаете над биографией Валентина Петровича Катаева. Я была немного удивлена, несмотря на то, что он является одним из моих любимых современных писателей. Почему удивлена? Есть в отношении советской литературы у наших людей некоторое предубеждение. Когда-то произведения Аркадия Гайдара и Валентина Катаева были настольными книгами, а теперь их практически не читают. Почему Катаев? Чем он вас привлек?
Сергей Шаргунов: Главный мотив написания книги о Валентине Петровиче Катаеве - это все-таки любовь к его литературе. Для меня Катаев - очевидный художник слова. Второй мотив - досада на то, что несмотря на его огромную, вровень с 20-м веком жизнь, не появилось книги, где бы подробно и тщательно исследовалась его судьба.
Н.Б.: Но теперь благодаря вам появилась! Безусловно, Катаев - блестящий мастер слова. Но в свое время он был подвергнут с разных сторон критиками, особенно за книги "Алмазный мой венец", "Уже написан Вертер". Почему его сейчас не читают, почему он не стал любимым писателем?
С.Ш.: Некоторые причины, наверное, связаны с той матрицей сознания, которая формируется в школе. Дает о себе знать несколько искаженное восприятие нашего литературного наследия. В какой-то момент вне поля зрения оказались хорошие писатели с хорошими произведениями. Сюда можно отнести и Алексея Николаевича Толстого с его "Детством Никиты". Во многом это связано с тем, что эти книги убирались из школьной программы. Когда я приезжаю в школьную или студенческую аудиторию, я спрашиваю: "Кто для вас Маресьев, он же Мересьев?" - и зачастую ни одна рука не поднимается. Если нет "Повести о настоящем человеке" в школьной программе, то нет такого героя и в сознании. В этом главный драматизм. Прозу Катаева продолжают ценить не большинство, но сейчас выходит уже третье переиздание моей книги о нем, меня это радует. И я рад, что сейчас переиздали позднюю прозу Катаева. Те, кто любит хорошую литературу, не могут пройти мимо Катаева. Его литература - нестареющая, я ее называю "приключением красок". У меня скоро выходит книга прозы "Свои", там 20 новых рассказов и один из них под названием "Валентин Петрович" посвящен Катаеву...
Полностью запись эфира слушайте в аудиофайле!
Пятидневка. Все выпуски
- Все аудио
- "Лайфхаки"