Пятидневка Былины как сохранение исторического архетипа
Что представляет собой жанр былины? Как фольклор влиял на наших предков и влияет сейчас на нас? Как появлялись герои былин? Кем были эти герои – реальными историческими личностями или литературными персонажами? Сколько сюжетов насчитывают былины, сколько в них было задействовано персонажей? В каких землях Руси былинный жанр был распространен больше всего? Пытались ли специалисты "реконструировать" былины наподобие того, как Шлиман "реконструировал" Трою?
Эксперты в студии – Герман Анатольевич Артамонов, профессор кафедры Истории России Московского педагогического государственного университета; Диана Владимировна Абашева, языковед, доктор философских наук, профессор кафедры русской литературы института филологии МПГУ.
"Были ли у былинных героев реальные прототипы – это важный воспрос, – рассказывает Герман Анатольевич Артамонов. – По нему долго дискутировали и спорили. Сам факт обнаружения подтверждения в 60-е годы XIX в. был сенсацией, и только после подтверждения археологических находок удалось преодолеть скептическое настроение по отношению к былинам. Но дискуссия ведется до сих пор. Историки искали прототипы былин в русском летописании и нашли. Добрыня Никитич был родным дядей князя Владимира. ВНиконовской летописи XVI в. нашли Александра Поповича (не Алешу). Единственная загадка осталась с гашим самым системообразующим богатырем – Ильей Муромцем. В летописании фактов о нем не нашли, но в подтвержение его существования есть другие свидетельства, не менее важные".
"В истории изучения былин было целое направление, сравнивали былины с историческими источниками, сформировалась целая историческая школа, – комментирует Диана Владимировна Абашева. – Историки считали, что былины – это энциклопедия древнерусской жизни, "внутренний смысл истории". Былинные богатыри представляли все сословия, но в былинах они типизированы, обобщены. Герои былин – это литературные персонажи, но на исторической основе".
"Утвердилось представление, что былина – это собирательный образ, – считает Герман Анатольевич Артамонов. – Былина отражает представление, взгляд народа на Киевского князя, на человеческие достоинства, пороки, страсти – это обобщенный народный взгляд. Мы предполагаем, что песенно-былинный жанр – это основной жанр изустной традиции. Через песнотворца, песню передавалась историческая память народа. Былина – одна их форм исторической памяти. На Севере к ним относились как к живым персонажам реальным. Былины господствовали вплоть до XVI в., потом исчезли.
"Главный исторический прием этого жанра – гиперболизация, фольклорная идеализация, как и в сказках, это то, что должно быть, это поиск идеала в народном сознании, – говорит Диана Владимировна Абашева. – Былины начали писать еще до введения православия. Потом в них вошел языческий пласт. Впоследствие одним из главным идеалов этого жанра была Русь Святая.
Сюжетный состав былин – это очень богатая тема. Все герои идут бороться за веру, за отечество, за сохранени государства. Но в них кроме героических песен есть произведенеия и бытового содержания, о семейных ценностях. Есть былины о нарушителях нравственных канонов, например, о Василии Буслаеве – герой нарушил традиции, которые в народе хранились. Вместо того чтобы почитать останки умершего, он пнул ногой, потому что был хулиган. Собрано сто сюжетов былин и опубликовано более трех тысяч вариантов былин".
Полностью запись программы слушайте в аудиофайле!
Пятидневка. Все выпуски
- Все аудио
- "Лайфхаки"