Авторские материалы Заплатил – и едешь быстро: эксперты – о выделенке для всех
Персоны
На российских дорогах могут появиться платные полосы. Минтранс обсуждает такую идею с экспертами, что подтвердил министр транспорта Максим Соколов. Сегодня выделенные полосы предназначены только для общественного транспорта, такси и экстренных служб. В Росавтодоре заявляют, что платные выделенки можно организовать только с привлечением частных инвесторов. Обозреватель "Вестей ФМ" Павел Анисимов – подробнее.
Заплатил и поехал быстро: чиновники обсуждают идею платных полос. В часы пик на дороге открывается особая выделенка для тех, кто спешит и готов заплатить за объезд пробки. Технически это несложно, говорит главный редактор журнала "За рулём" Максим Кадаков. Для проезда по выделенке автомобилисту придётся купить радиометку (транспондер), как на платных магистралях. Система автоматически спишет нужную сумму, а за проезд без оплаты выпишет штраф.
КАДАКОВ: Условно говоря, вот здесь – постоянная пробка, поэтому давайте мы отведём отдельную полосу. Теоретически это можно реализовать – повесить датчики на каждом столбе, которые будут отслеживать положение автомобиля по этой конкретной полосе и сверять с базой данных – оплачен проезд или нет.
Идею платных полос подсмотрели в Израиле. Fast lane – так называют выделенку, на трассе от столицы до аэропорта экономит полчаса. Стоимость проезда меняется с учётом загруженности магистрали. В час пик тариф составляет 85 шекелей – в пересчёте это почти 1400 рублей за 17 километров пути. В США тоже есть подобная практика. Например, в Атланте за проезд по выделенке берут до полудоллара за каждую милю. Причем въехать на платную полосу и съехать с неё можно только в определённых местах. Иначе можно получить штраф.
Примерно такие тарифы – 100 рублей за километр – надо установить на наших выделенках, говорят специалисты. Главный вопрос, отмечает автоэксперт Вячеслав Субботин, – отберут ли под платную полосу одну из существующих, или это новые участки трассы. В городе достроить выделенку сложно и дорого, отмечает эксперт. А если отводить fast lane на обычной дороге, то она должна быть широкой, чтобы не ущемлять обычных автомобилистов.
СУББОТИН: На наших дорогах это не может выглядеть никак, потому что поставят бетонные блоки и загонят автомобилистов в совсем узкую полосу: с одной стороны будет выделенная полоса для общественного транспорта, с другой стороны – полоса fast lane. Остальные будут ехать по одной полосе.
По мнению экспертов, желание разгрузить пробки, перенаправив часть потока на платные полосы, приведёт к ещё большим заторам. Автомобильный обозреватель Антон Чуйкин предлагает более радикальный шаг: отказаться от идеи платных выделенок в городе и брать деньги за проезд по всем полосам, как на скоростных автомагистралях.
ЧУЙКИН: Когда дорога предлагается нам за деньги – значит она лучше, значит она чем-то отличается от того, что было, и она, конечно, имеет бесплатную альтернативу. То есть, на мой взгляд, правильнее здесь говорить и организовывать именно платные участки дорог целиком, чтобы были ещё при этом и бесплатные.
Практика платных выделенок у нас вряд ли приживётся, полагают эксперты. Чиновники другого мнения: не так давно Госдума одобрила прообраз fast lane – полосы, на которые могут выезжать только автомобили с двумя-тремя пассажирами в салоне. В США, например, под это отводят самый скоростной левый ряд.