Пятидневка Агентство печати "Новости": как создавался информационный образ СССР России за рубежом?
В 1961 году основано Агентство печати "Новости" (АПН) – советское информационное агентство, ставшее ведущим информационным и публицистическим органом советских общественных организаций. Основной задачей АПН была внешнеполитическая пропаганда (в первую очередь формирование положительного образа Страны Советов, советского человека и советского образа жизни).
Какова была судьба АПН? Кого было больше в АПН – мужчин или женщин? В середине 80-х сотрудники АПН понимали, куда идет страна, предчувствовали перемены? Сможем ли мы когда-нибудь победить в информационной войне американцев, Западную Европу? В какое время – тогда или сейчас – эффективнее, лучше рассказывали информационные агентства и средства массовой информации о политике государства?
Эксперты в студии – Сергей Петрович Грызунов, историк, глава Государственного комитета РФ по делам печати, в 1994-1995 годах работал в АПН редактором, обозревателем, заведующим бюро агентства в Югославии, в 1990-м году – заместитель главного редактора АПН был главным редактором Московских новостей и Нового Русского слова; Борис Николаевич Каймаков, руководитель редакции АПН в Центральной Европе; Михаил Борисович Ефимов; работал в АПН 30 лет, в 1968-1972 и 1980-1986 годах был руководителем Бюро АПН в Японии , а в 1990-1991 годах – в Новой Зеландии.
"Для нас, кто продолжал свою деятельность в АПН после распада СССР, наступили новые времена, мы были счастливы и по-настоящему свободны, – рассказывает Сергей Петрович Грызунов. – К сожалению, я не могу сказать, что сейчас СМИ свободны так, как мы были свободны в 90-е годы. В начале своей карьеры мы были довольно наивными молодыми людьми. но постепенно "обтирались", взрослели, с воодушевлением встречали приход Горбачева, а потом Ельцина к власти. Тогда мы восприняли распад Советского Союза как начало новой жизни.
В связи с появлением Интернета стало доступным все. Бумажные издания умирают, это вызывает сожаление. Но кое-что осталось. Интернет сегодня – это самое свободное пространство.
Агентство печати "Новости" было огромной структурой. Были еще представительства в 120 странах мира, это гораздо больше, чем в ТАСС. Я считаю главной задачей всех средств средств массовой информации на данный момент – не допустить начало Третьей мировой войны. Кое-кто нас к этому подталкивает, но порой СМИ сами себя ведут непрофессионально. Я горжусь, что работал 20 лет в АПН, это была прекрасная школа журналистики. Я до сих пор поддерживаю связи с бывшими сотрудниками АПН, мы собираемся ежегодно у меня в Переделкино".
Полностью запись программы слушайте в аудиофайле!
Пятидневка. Все выпуски
- Все аудио
- "Лайфхаки"