Картинка

Пятидневка Фильм "Лёд": достучаться до счастья

27 февраля 2018, 13:28

Программу "Пятидневка" ведёт Вадим Тихомиров.

В студии – режиссёр фильма "Лёд" Олег Трофим и актриса, которая сыграла главную роль Нади, Аглая Тарасова.

Я всё время думаю о том, какая должна быть в кино актриса? Считаю, что актриса должна быть не красивой, а необычной. В этом фильме я впервые в жизни увидел главную героиню, которая была не красивой, а очаровательной. Весь фильм я думал, какое необычное лицо у актрисы и какая она всё время разная. С чём это связано? Аглая, вы были очень естественной. И я подумал, наверное, она не актриса, а бывшая фигуристка.

А. Тарасова: Думаю, что это заслуга нашего фильма, нашего режиссёра, нашего оператора, что главную героиню получилось сделать многоликой, показать её в разные периоды жизни, эмоционального состояния и т.д.

У каждого старшего поколения наших людей был свой фильм-мечта. Нынешнему же поколению давно не хватало фильма-мечты. И я был очень обрадован, что этот фильм оказался не по каким-то спортивным событиям, а некой фантазией на тему фигурного катания. Это такой фильм-мечта. Как сейчас говорят, отличный мотивационный фильм. Олег, вы всё время до этого рекламировали "Колу", "Адидас", "Найк", и вдруг у вас получилось такое глубокое кино. Как случилась эта метаморфоза?

О. Трофим: Это чудо, по-другому и не скажешь. Думаю, что в этом заслуга наших продюсеров и сценаристов. Они придумали этот проект и пригласили меня. В нём я оказался гостем-счастливчиком.

А. Тарасова: Когда я поняла, что О. Трофим будет снимать этот фильм, а я в нём буду сниматься, я залезла в Интернет и посмотрела практически все работы Олега. И где бы он ни работал, какой бы клип он ни делал, пусть даже рекламный, везде есть глубина и какой-то свой особый взгляд. Если вы посмотрите его предыдущие работы, вопрос, почему именно О. Трофиму дали снимать такое масштабное кино, вообще отпадает.

Если говорить о рекламе, я всегда вижу, где наша реклама и где не наша. Знаете, чем они отличаются? В западной рекламе, когда люди пьют эту гадкую воду, у них всё время счастливые выражения лиц. У них всё время такое веселье. А когда идёт наша реклама со словами "Я жую эти момышки", мне кажется, боже мой, сейчас его стошнит. Это я к тому, что у нас не умеют искренне радоваться и искренне показывать радость. А вот ты это умеешь делать.

О. Трофим: Мне кажется, на нашем рынке рекламы всё хорошо. И сегодня благодаря ему есть огромное количество молодых режиссёров. Идёт большой приток творческих единиц из рекламной индустрии, потому что там есть ресурсы и есть запросы. Так же, как и я, много моих коллег-друзей растут и сейчас приходят в кино, в телесериалы. В ближайшие пару лет нас ждут удивительные открытия.

Аглая, что будем делать? Может быть, сходить в театральный вуз, получить там образование и заветную корочку. А то как-то неудобно получается…

О. Трофим: Не надо никаких корочек. Зачем? Самое главное есть природа, есть органика, есть то, что никаким образованием не заполнишь. Конечно, образование – вещь нужная, и мы с Аглаей говорим о чём-то подобном.

В фильме есть ещё два откровения, которые меня потрясли до глубины души. Понятно, что Аглая является эпицентром всех событий в фильме, но то, что показал в нём замечательный актёр Александр Петров в этот раз, превзошло все мои самые смелые ожидания. Сыграть в иркутском пацане такое тонкое лирическое чувство и такую глубину любовь! Каков молодец! Мне, кажется, он полюбил Аглаю. Как вы относились к тому, что на съёмочной площадке, возможно, были некие…

О. Трофим: С превеликим удовольствием я за всем этим наблюдал. Наша картина она такая. В процессе работы много чего произошло в результате. Мы, правда, любили, проживали всё по-настоящему, как целую жизнь.

Где вы нашли такой лёд?

О. Трофим: У нас есть всего одно такое место...

А. Тарасова: Это озеро Байкал. Когда речь заходит о Байкале и об Иркутске, скажу, что там мы не использовали никакой графики. Это настоящее место на озере Байкал, которое находится недалеко от посёлка Листвянка. Удивительно потрясающее место, одно во всей Галактике.

Как вам снималось в Иркутске? Как вам вообще город? Всё-таки вы питерская, столичная штучка?

А. Тарасова: Мы Иркутск практически не видели. Прилетели туда и сразу уехали на лёд в маленький отель. Сам город я не видела, а вот озером Байкал я, конечно, вдохновилась. Это были ещё первые съёмочные дни, которые сопровождались нервным, трепетным состоянием всей группы, когда все только привыкают друг к другу. Мне было вообще ужасно страшно, что у меня такая роль, думала, справлюсь ли. Или разочарую всех, кто дал мне такой шанс. Всё в первые дни было на грани. Но тот звук льда, который там был, наши звукорежиссёры выудили и вставили в фильм. Хотя лёд в фильме звучит на самом деле в два раза тише, чем на Байкале.

О. Трофим: Это настоящий звук Байкала. Когда мы приехали осваиваться, просто смотреть локации для съёмки, кто-то из нас вдруг на лёд прилёг, приложил к нему ухо, и услышал там какие-то невероятные звуки, просто какой-то космос. И это не фантастика, эти звуки льда есть. Потом мы привезли с собой специального человека, звукорежиссёра, который делал какие-то лунки и записывал звуки льда. Он целые сутки провёл в итоге на льду, и мы его уже ото льда отдирали, потому что он никак не мог успокоиться: такая была красота звука.

Кстати, мы звуки из фильма "Лёд" использовали ещё в фильме "Притяжение". Потому что лёд на Байкале так фантастически звучит, что Фёдор Сергеевич Бондарчук сказал, что надо пришельцев в "Притяжении" озвучить таким образом.

Аглая, в этой картине снималась ещё одна женщина, связанная с тобой родственными узами. Кто кого привёл в картину: ты – маму или мама – тебя?

А. Тарасова: Никто никого не приводил. Когда я уже была утверждена на роль, в какой-то момент позвонил Фёдор Сергеевич Бондарчук и сказал, что ему кажется, что мою маму должна играть моя мама – Ксения Рапопорт. Были по поводу этого какие-то шутки, что искали кудрявую...

О. Трофим: Так и было. Нужна была кудрявая женщина, и при этом, чтобы она была ещё и отличной артисткой. Давайте подумаем, кто же может быть такой женщиной, похожей на А. Тарасову? Её мама Ксения Рапопорт.

Когда я увидел в титрах к фильму слово "комедия", то подумал, а чего в фильме есть комедийного? Хотя на самом деле многие эпизоды вызывали смех.

А. Тарасова: У нас в титрах написано "комедия"?

О. Трофим: Да нет, какая же это комедия. Думаю, что это больше сказка. Сегодня в кино, которое люди смотрят, должно быть всё, как и в жизни. Даже самая великая драма без капли юмора никогда не растрогает человека. И в нашем фильме невозможно было без юмора.

Вы учились в Питере. Как вам удалось так тонко почувствовать дух страны? У меня было полное ощущение, что фильм снимал какой-то парень оттуда.

О. Трофим: Так я оттуда и есть. Я родился в городе Нарьян-Мар. Да у нас полгруппы были из провинции, собрались все провинциалы. И была просто такая любовная ностальгия. Мы снимали всё о своём: ковер, когда его девочка выбивает, двор, снег, собаки, которые постоянно воюют за окном. Все мы любим своё прошлое, своё детство. Странно было бы не любить его, когда оно прошло в такой красоте.

Хочется сказать слова благодарности авторам сценария и режиссёру за то, что в картине "Лёд" нет ни одного отрицательного персонажа. Есть люди заблудившиеся, есть люди оступившиеся. Я впервые увидел историю про нашу страну, где все были хорошими, но все равно за всем этим было интересно наблюдать. Такой минисоцреализм, по большому счёту.

О. Трофим: В это хочется верить. Если честно, мы, конечно, старались. Герой сербского актёра Милоша Биковича, исполнившего одну из главных ролей – роль знаменитого фигуриста Владимира Леонова, когда мы закончили писать сценарий, был отрицательным персонажем. Милош пришёл к нам и сказал, что ему нужно как-то оправдать героя, поэтому в сценарии нужно придумать что-то такое, чтобы всё-таки он понимал, почему так поступил. И Милош придумал сцену с медалями. Потому что ему было важно знать, почему он так поступает, почему он оставляет главную героиню в момент, когда ей так тяжело. Наверное, потому, что у него в жизни больше ничего нет, и он должен выбрать между своей жизнью фигуриста и её жизнью. Так эта сцена и родилась. В этом плане я очень благодарен Милошу за то, что он переживал, волновался за своего героя и придумал такую вещь.

Ещё одна актриса, героиня которой потрясла в фильме, вдруг показала себя с совершенно другой стороны. Понимаете, о ком я говорю?

А. Тарасова: О Марии Ароновой.

Да. Во-первых, как вы с ней совладали? Я знаю её характер, тут на хромой кобыле не подъедешь.

О. Трофим: В этом плане я счастливчик. Когда мы встретились с Марией, видимо, что-то произошло, и это была любовь с первого взгляда. Мария очень сильно помогла мне, зелёному дебютанту. Она сделала со своей стороны всё, чтобы мне было просто и понятно. Помогала, поддерживала не только меня, но и всю группу. Мария в этом плане просто суперпрофессионал. Она простой душевный человек. Ничего такого о ней не знаю, как о ней говорят. С ней было всё очень легко.

Аглая, ты в фильме была настолько искренней, что подумалось, а где же они нашли такую девушку, кто она? Боюсь, что сейчас придёт какая-нибудь система Станиславского и Немировича-Данченко и скажет: "Нет-нет-нет, Аглая, давайте вот так". И мы потеряем эту внутреннюю искренность.

А. Тарасова: Я ни в коем случае не выступаю за то, что сниматься в кино нужно без актёрского образования. У меня есть комплексы по этому поводу. И я часто думаю, что с этим делать. Сегодня учиться можно по-разному. Поэтому я выбираю не пять лет сидения за партой, а то, что даёт мне каждый мой проект. После фильма "Лёд" у меня профессиональная жизнь разделилась на до и после. Мне кажется, что если человек готов, открыт к тому, чтобы он получал какие-то знания, эмоции и впечатления, то он каждый день развивается, растёт и меняется. Плюс, конечно, нужны книги, лекции, какие-то мастер-классы. То есть, требуется всё вместе. Но всегда главное то, что находится внутри у тебя.

Зрителя не обмануть. Можно сколько угодно пиарить фильм, сколько угодно рассказывать о том, как замечательно всё снималось, какие замечательные играют актёры, но все равно никто не идёт смотреть этот фильм. А здесь люди идут. И понятно, почему они идут. Если у меня, циничного человека, который видел многое в жизни, несколько раз перехватывало дыхание, то что говорить об обычном зрителе, который так истосковался по настоящим чувствам и настоящей любви, по-настоящему трагической, но счастливой судьбе.

Героиня Аглаи стала символом нашей новой России, потому что мы все живём очень тяжело и очень непросто. Нас всех ломают. Кто-то ломается и потом спивается. А кто-то движется вперёд, и образ главной героини абсолютно чётко показывает, что это не так.

А. Тарасова: У нас получилось вроде бы попасть в сердца зрителей. На фильм в Интернете приходит очень много отзывов. Просто нет физической возможности на все письма отвечать. Поэтому сейчас мы говорим всем огромное спасибо. Больше всего приятно, когда пишут девочки лет 13-14 о том, что, посмотрев фильм "Лёд", они поняли, чего они хотят в жизни, или что они поняли, что ни в коем не сдадутся, не опустят руки. Если мы своим фильмом принесли кому-то пользу, радость, просто минуту счастья, это уже всё, о чём мы только могли мечтать.

О. Трофим: Спасибо большое. Это, правда, очень греет душу. Ощущаешь, что живёшь не зря.

В последнее время мы всё время говорим о том, как воспитать современное поколение, чтобы они любили свою Родину, любили своих родителей, чтобы они всегда оставались людьми. Наверное, всё в этом случае зависит только от людей, которые создают мир вокруг себя.

А. Тарасова: Самое главное – не то, где ты родился, а каковы твои жизненные принципы. Во-первых, всё надо делать с добром. Вообще, прощение, добро и любовь – это самое главное. И надо относиться к другим так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе. Если ты живёшь закрытый и злой, к тебе просто счастье не достучится. Надо быть открытым ко всему. Улыбаться, тогда и жизнь тебе улыбнётся.

О. Трофим: Подписываюсь.

Полностью программу слушайте в аудиозаписи программы.

Пятидневка. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • "Лайфхаки"

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация