Пятидневка Русский революционный террор: начало, цели, развитие
Программу ведет Вадим Тихомиров.
Март – месяц революционного терроризма. 1 марта 1881 года состоялось последнее покушение на императора Александра II, в результате которого он погиб. /Метательные снаряды. Организация "Народная воля"/. 1 марта 1887 года – подготовка покушения на Александра III (Александром Ульяновым).
Эксперт в студии – Евгений Юрьевич Спицын, историк, советник ректора Московского педагогического государственного университета.
Вадим Тихомиров: Мы выбрали сегодня не самую праздничную тему, но она как заноза торчит в сердце не только наших предков, но и у нас. Русский революционный терроризм достиг своего апогея в XIX веке. Понятно, что в нашу страну террор откуда-то пришел, у него есть история. Но в чем отличие русского террора от своих мировых предшественников? Почему террор в России основывался на интеллигенции?
Евгений Юрьевич Спицын: Я бы все-таки не говорил про "русский террор", наиболее подходящим здесь был бы термин "революционный терроризм". Народники, воспринявшие террор как один из главных методов борьбы с существующим режимом, взяли свои идеи у предшественников из Европы. Наши историки по большому счету не исследовали проблему терроризма или исследовали довольно однобоко. Да, терроризм опирался на студенческую молодежь и разночинцев. В 20-30-е годы XIX века мы наблюдаем всплеск классической немецкой философии, Гегеля. Произведения Гегеля считали "Азбукой революции", так считали и Герцен, и Белинский. На базе гегельянства, западных идей, в том числе Маркса и Энгельса, начинают зарождаться русские интерпретации западноевропеских учений.
Само народничество родилось из идеи крестьянского социализма, у истоков которого стояли Герцен и Чернышевский. Но они крестьянскую жизнь не знали и "сверху" пытались осчастливить многомиллионное российское крестьянство. Студенческая молодежь прониклась идеями, что крестьянская поземельная община – это и есть готовая ячейка будущего социалистического общества. Надо просто помочь объяснить серой крестьянской массе что к чему. Студенческая молодежь делилась на выходцев из дворянского сословия, из купеческого сословия и разночинцев. Началось все с 1866 года с первого покушения на Александра II Дмитрием Каракозовым.
Вадим Тихомиров: Нам постоянно марксизм говорил: нет роли личности в истории. Почему террористы били именно по царю, почему старались погубить тех людей, которые стояли у руля государства?
Евгений Юрьевич Спицын: Марксисты говорили, что не надо абсолютизировать роль личности в истории, она лишь отражает чаяния и интересы огромных народных масс. Террористы предполагали, что гибель царя вызовет революционный подъем, которым будет проще управлять. У них было представление, что это вызовет замешательство в кругах высшей бюрократии и вызовет радость у простого народа. Они жили иллюзиями, что простой народ, крестьянство поддерживает именно их, потому что они выражают их интересы – выступают за уничтожение помещичьего землевладения, за справедливый передел земли...
Вадим Тихомиров: Но ведь задача террориста – не только напугать, но и взять власть в свои руки? Как они собирались это сделать?
Евгений Юрьевич Спицын: Не всегда так. Многие из членов тех боевых организаций не видели себя в будущей власти, они считали, что приносят себя в жертву революционной идее. Характерно, что идея цареубийства была характерна для 60-80-х годов XIX века, а уже потом, когда возникает партия эсеров, которая была прямой наследницей движения народников, террор начинает приобретать не точечный характер, направленный на конкретного человека, а массовый, направленный против высшей царской бюрократии.
Полностью запись программы слушайте в аудиофайле!
Пятидневка. Все выпуски
- Все аудио
- "Лайфхаки"