Первопроходцы Как Александр Можайский с небом спорил

13 марта 2018, 12:21

Персоны

Александр Федорович Можайский – российский контрадмирал, изобретатель, пионер авиации. Родился в первой четверти XIX века. Профессиональной стихией Можайского было море, но потомственный моряк, сын адмирала русского флота, сумел покорить и воздушный океан: создал первый в России и один из первых в мире самолет в натуральную величину, способный поднять в воздух человека. Подробнее о нём – в рубрике “Первопроходцы” Аллы Волохиной на “Вестях FM”.

Произошло это, когда Можайского перевели на гражданскую службу – списали на берег из-за сокращения морских офицеров. И поселился герой морских походов и экспедиций в Вологодской губернии. Должность командиру клипера на селе досталась самая земная – улаживать земельные споры между помещиками и крестьянами. Но сам он пытался поспорить с небом.

И тут с Можайским едва не приключилась история, подобная той, что имела место 300 лет назад на Рязанщине. Подьячий Крякутной, который тоже рвался в небо, додумался наполнить некий шар горячим дымом от костра и поднялся с ним над березами. Как приземлился, история умалчивает, но односельчане долго рядили, нет ли тут нечистой силы и, может, стоит запечь над тем костром самого авиатора. Подьячий остался жив, но ноги пришлось из того селения ему уносить.

Крестьян Вологодчины в конце XIX века авиаторские опыты Можайского тоже раздражали. Конфликт между ними нарастал и разрешился только с отъездом контрадмирала на жительство в Санкт-Петербург. В столицу пионер авиации поехал искать понимания. К тому времени он уже подробнейше изучил анатомию полета птиц, имел массу задумок и сконструированных моделей. От строительства воздушных змеев дошел до создания планеров, на которых и совершил свои то ли 2, то ли 3 полета. Правда, всего на высоту в 2 метра.

Военное министерство поверило в идеи Можайского и частично финансировало его изыскания – с одобрения самого императора Александра II. Но на постройку натурного самолета изобретатель потратил свои средства и пожертвования неравнодушных граждан.

Приводился в движение "воздухолетательный заряд", как называл его сам Можайский, двумя паровыми машинами. Имел шасси, фюзеляж, силовую установку и прочее оснащение, что и у современных самолетов. Доподлинно осталось неизвестным, оторвался ли аппарат от земли – историки продолжают об этом спорить до сих пор. Неизвестен даже точный год. Самолет потерпел аварию в испытаниях в промежутке между 1882 и 1885 годом, но некоторые воспоминания все же свидетельствуют о кратковременном его взлете.

Свои летательные опыты завершить триумфально Можайский не успел. Но человечество к полетам определенно приблизил и в историю авиации вошел. Долгие годы в СССР считалось, что именно самолет Можайского первым поднял человека над землей. Сегодня многие историки считают, что всё же вторым, после французского и, что характерно – тоже морского офицера, Феликса дю Тампля. Однако оторвался ли самолет дю Тампля от земли, неоспоримых доказательств тоже нет. В любом случае, второй или первый, это ничуть не умаляет роли Можайского в освоении воздухоплавания и высокого, для своего времени, технического уровня его самолета.

Сегодня именем Александра Федоровича Можайского названа Военно-космическая Краснознамённая академия Минобороны России в Санкт-Петербурге. Она готовит офицеров для Космический войск ВКС. Имя Можайского носят улицы и площади в Вологде, Казани, Красноярске, Ставрополе, Твери, Ульяновске, Уссурийске. А еще – уравнение существования летательного аппарата зовется формулой Можайского.

Первопроходцы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация