Пятидневка Какова роль интеллигенции в нашей стране?
Программу ведет Вадим Тихомиров.
Эта тема волнует многих. Есть такое понятие – "интеллигенция". Какова ее роль, особенно творческой интеллигенции, в нашей стране?
Эксперты в студии – Александр Гельевич Дугин, доктор политических наук, доктор социологических наук, председатель международного Евразийского движения; Анатолий Александрович Вассерман, публицист.
Вадим Тихомиров: Действительно, этот термин присущ только нашей стране?
Александр Дугин: Если посмотреть этимологию слова "интеллигенция" – это латинский термин, означающий разум, способность мыслить. Но в разных культурах термин может приобретать различный характер. В России этот термин возникает в XIX веке, под интеллигенцией понимали возникшее тогда сословие разночинцев. Мыслящие разночинцы – люди, вышедшие из народа, часто бывшие крепостные, класс не центральный. Интеллигенция резко отличалась от дворянства. Интеллигентство и дворянство – вещи противоположные. Разночинцы получили образование, им открылся доступ к знаниям, к культуре, они вышли из сословий, которые до народнических реформ этого доступа были лишены. Это заново получившие доступ к мысли представители нижних слоев российского общества.
Вадим Тихомиров: То есть получается, что советская интеллигенция прошла тот же путь, что и разночинцы XIX века?
Александр Дугин: Советская интеллигенция была продолжением этого процесса освобождения низших сословий, которое сопровождалось вначале потеснением высшего сословия, дворянства, а в советское время – уничтожением дворянства. Интеллигенция в советское время не была признана классом, а только прослойкой. Считалось, что это люди, которые занимаются умственным трудом, выходцы из пролетариата, из промышленной городской среды и, соответственно, к ним было определенное недоверие.
Вадим Тихомиров: Получается, когда человек получает знания, вместо того чтобы использовать их по назначению, люди начинают их использовать против власти, которая, собственно, и дала им эти знания? Кто был двигателем революции? Разве не интеллигенция?
Александр Дугин: На самом деле знание самодостаточно, в нем нет цели. Сама революция – очень сложный феномен, большевстский проект готовился с разных сторон и вылился он не туда, куда задумывался, он задумывался гораздо шире. Революция готовилась и слева, и справа, и духовная революция готовилась.
Вадим Тихомиров: Но именно знания подвигли в нашей стране к революции...
Александр Дугин: Трудно сказать что подвигло в нашей стране совершить революцию. Были факторы изношенности системы, был фактор отрыва и отчуждения самой монархической модели от своих корней. А интеллигенция была таким свободным элементом в центре всей этой системы. Не надо забывать, что среди всей интеллигенции была большая часть духовно ориентированной – вспомните Серебряный век, спиритуалистские течения, была и правая интеллигенция. Были славянофилы, религиозные философы... Накануне 1917 года в этой интеллигенции сложился целый спектр проектов для будущего России, все очень интересные, а победила одна очень маленькая радикальная часть, очень догматически узкая. Но готовил революцию широкий фронт.
Вадим Тихомиров: Да, советская интеллигенция вышла из народа. Но посмотрите что происходит дальше – люди получают знания, продвигаются, развиваются. Кто продвигал и поддержал идею перестройки?
Александр Дугин: Это была революция сверху. Я прекрасно помню, что в середине 80-х годов никакого диссидентства снизу не было. Вся перестройка была создана коммунистами сверху, была дана разнарядка мобилизовать искусственно общество для дестабилизации социально-политической ситуации. Почему – это уже другой вопрос. Интеллигенция это подхватила, а те люди, которые были против этого, готовились уехать на Запад.
Полностью запись программы слушайте в аудиофайле.
Пятидневка. Все выпуски
- Все аудио
- "Лайфхаки"