Пятидневка Охрана памятников в России
Что имеем – не храним? Говорим об отношении к культурному наследию в нашей стране. Насколько оно важно для нас? Что происходит в нашей стране с памятниками? Кто дает деньги на реставрацию памятников? Не стоит ли охрана памятников на пути технического прогресса, современных коммуникаций? Как совместить охрану памятника, нашу историю и бизнес?
Эксперты в студии – Евгений Соседов, председатель московского Областного отделения ВООПИиК; Артем Демидов, председатель Центрального Совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.
"Что такое памятник? В природе культурного наследия заложено противоречие, – рассуждает Артем Демидов. – С одной стороны, это недвижимое имущество, с другой – это народная ценность, которая подлежит охране независимо от каких-то прав собственности на это здание. У нас закон устанавливает приоритет ценности здания над его хозяйственной частью.
Если здание имеет статус памятника истории и культуры, то есть установленный механизм, как обязать собственника, арендатора, пользователя заниматься этим зданием, приводить его в порядок. Выдаются охранные обязательства, в которых прописываются по согласовнию с собственником обязательства по реставрации. Более того, могут быть прописаны обязательства по доступу граждан на этот объект. Эта проблема вполне решаема. Но мы понимаем, в каких реалиях мы все живем...
Есть право собственности на наследие, но надо понимать, что это право с обременением. Первое обременение – это обеспечить сохранность здания, второе – обеспечить к нему доступ. В случае с объектами культурного наследия существует правило ограничения доступа. Мы сейчас наблюдаем некоторый перекос: когда мы говорим об объектах культурного наследия, мы говорим об их сохранности, но мы не думаем о том, будет ли туда свободный доступ. Это очень интресно применительно к России. В Европе право собственности возникло значительно раньше, чем закон об ограничении, что это памятник культуры. А у нас наоборот – у нас долгое время объекты культурного наследия не были собственностью, сейчас они вводятся в гражданский оборот и теперь мы должны думать о том, как будет обеспечена доступность этих объектов. В Европе с собственником исторического замка нужно еще договориться о том, чтобы он пустил туда граждан".
"Есть такое понятие, как предмет охраны – это те особенности здания или парковой зоны, которые послужили основанием для его признания объектом, обладающим культурной ценностью, – говорит Евгений Соседов. – Понятно, то если к дореволюционному зданию сделана современная пристройка, никто не обяжет собственника ее сохранять. Или если в здании есть прогнившие перекрытия – никто не обяжет их сохранять. Ведется проект реставрации и там указываются все работы. В охране и реставрации памятников всегда должен быть какой-то здравый смысл, баланс интересов".
"Важно, что сами памятники могут быть ресурсом развития, приносить деньги, но здесь ни в коем случае нельзя сравнивать Москву и Московскую область со всей страной, особенно отдаленные регионы, исторические города, – обращает внимание Артем Демидов. – Федеральный бюджет тратит на реставрацию объектов культурного наследия примерно столько, сколько составляет совокупный бюджет всех регионов – порядка 19 миллиардов рублей в год. Вроде бы, суммы большие, но у нас, по данным реестра, 165 тысяч объектов культурного наследия в стране и из них треть по-прежнему находится в аварийном состоянии.
В охране памятников нет математического подхода, нельзя придумать какое-то одно правило, которое будет единым для всех зданий. В здании ценится подлинность, а не его имитация. Лучше какое-то новое решение, чем маскировать появление новых объемов.
У нас существует целое волонтерское движение в стране по сохранению объектов культурного наследия, о нем мало кто знает. Оно представлено несколькими организациями, они объединяют добровольцев и своими силами сохраняют наследие. Вплоть до того, что волонтеры сами красят стены. Да, это есть, многие журналисты удивляются этому, но это было еще в советское время. Сейчас, в год, объявленный президентом годом волонтера, это особенно важно, мы ведем активноую работу. У нас работает Школа волонтера, пока еще только в Москве, но мы думаем, как ее тиражировать в регионы".
Полностью запись программы слушайте в аудиофайле!
Пятидневка. Все выпуски
- Все аудио
- "Лайфхаки"