Пятидневка Марс атакует: Владимир Путин анонсировал полет к красной планете в 2019 году
Владимир Путин анонсировал полет к Марсу в 2019 году. Зачем нам нужен Марс? Луна находится рядом, а почему привлекает именно Марс? Что это будет – пилотируемый запуск или беспилотный? Насколько вообще для землян важен полет на Марс? Есть ли все-таки жизнь на Марсе? Можно ли выжить на этой планете физически и с психологической точки зрения?
Эксперты в студии – писатель, инженер-конструктор Дмитрий Конаныхин; научный сотрудник Института медико-биологических проблем РАН, участник программы "Марс-500" и программы "Сириус" Александр Смолиевский.
По словам Александра Смолиевского, история вопроса о том, есть ли жизнь на Марсе, давняя. "Первые мысли на этот счет появились в XIX веке, когда в 1877 году Джованни Скиапарелли обнаружил через телескоп на поверхности этой планеты структуры, похожие на каналы. При переводе на английский язык "канал" – это искусственное сооружение, это породило массу слухов. Появились идеи, что каналы были построены высокоразвитой цивилизацией. В 1897 году появился роман Герберта Уэллса "Война миров". Идея развития Марса очень понравилась общественности и повлияла на развитие космонавтики. Циолковский тоже придерживался мысли, что на других планетах есть жизнь и ее нужно найти. В 20-х годах уже появились работы по расчету траектории для полетов на другие планеты. В том числе и на Марс. Они сохраняют актуальность до сих пор. Но после запуска американского корабля "Маринер-9" на Марс, который сделал подробную съемку примерно 85% поверхности планеты, стало понятно, что жизни, как и городов, каналов и воды, по всей видимости, там нет. Как и условий, пригодных для жизни. Оптимизм ученых поубавился".
"Люди издавна бредили Венерой и Марсом, потому что это планеты земного типа, – утверждает Дмитрий Конаныхин. – Когда выяснилось, что при посадке на Венеру человек практически сгорит живьем, нам осталось мечтать только о Марсе. Эти планеты были поделены в космической гонке между Советским Союзом и США. На Венеру более успешно летали советские станции, а на Марс – американские. Сейчас Марс – это ближайшая к нам планета, которая больше всего похожа на Землю, когда-то там была вода, атмосфера, возможно, сейчас там можно найти какие-то бактерии, вирусы – что-нибудь, что выживает в условиях жесткого излечения.
По поводу того, насколько важен полет на Марс – я бы мог сказать, что это супер, но во мне борется инженер. Мне кажется, что к этому проекту нужно отнестись не с точки зрения популизма. Прежде всего нужно понимать, что отправляться на Марс на сегодняшних технологиях – это чрезвычайно рискованное предприятие".
"Сложно сказать, какие двигатели будут использоваться при полете на Марс, ближайшая задача – это двигатель для освоения Луны, акцент смещается в эту сторону, – рассуждает Александр Смолиевский. – Сначала нужно хорошо освоить ближайшее небесное тело и в дальнейшем использовать его как перевалочную базу или стратовую площадку для осовения дальнего космоса".
"Реактивные двигатели, которые используются сейчас, практически достигли своего предела, – говорит Дмитрий Конаныхин. – Если на орбиту поднимется 50-тонный аппарат, надо будет не только со скоростью 11 километров в секунду полгода лететь в сторону Марса, и не просто туда "врезаться", но и потратить много топлива на торможение. Потом нужно потратить топливо на взлет и обратную дорогу. Летать в дальний космос тежелым телам на химических двигателях – это все равно что сейчас реанимировать паровозы. Поэтому весь мир взорвался, когда наш президент Владимир Путин сообщил об аппаратах – подводных, воздушных – которые используют ядерные двигатели. Но вся эта тема имеет и космическое приложение".
Полностью запись программы слушайте в аудиофайле!
Пятидневка. Все выпуски
- Все аудио
- "Лайфхаки"