Пятидневка Педагогические принципы Макаренко сегодня
В этом году 13 марта исполнилось 130 лет со дня рождения Антона Семеновича Макаренко. Какой вклад в педагогику внес Макаренко? В чем заключалось его педагогическое изобретение? Что можно сказать о педагогических принципах Макаренко сегодня? Как трансформировались принципы педагогики Макаренко в современных исправительных учреждениях?
Эксперты в студии – Алексей Михайлович Кушнир, главный редактор журнала "Народное образование", специалист в области педагогики (16 лет проводит Макаренковский конкурс); Людмила Ивановна Тропина, полковник милиции, заслуженный юрист РФ, долго проработала в органах внутренних дел по работе с несовершеннолетними.
Долгое время Макаренко был для нас писатель, а уже потом – педагог. "На самом деле он всегда был и писатель, и педагог, только понимание его наследия всегда было мифологизировано и искажено, – считает Алексей Михайлович Кушнир. – У нас по сей день с Макаренко связывают его теорию воспитания через коллектив, связывают его имя с трудовым воспитанием. Сам Макаренко об этом писал так: "Я, конечно, был вынужден заниматься этим пошлым трудовым воспитанием, но при первой же возможности мы создали у себя условия для полноценного производственного воспитания". Трудовое воспитание – это тяпка, лопата, метла, худшие виды труда. А Макаренко все это выбросил на свалку и возмутился: как можно в XX веке готовить детей к ручному труду? Надо сказать, что комплектация кабинетов труда сейчас ровно такая же, которую предложил Макаренко.
Он никогда не занимался трудовым воспитанием. Первое, что он сделал – обеспечил тотальную продуктивную интересную занятость для детей. Он создал специализированную инфранстурктуру воспитания. Пытался воспитывать детей не за партами, а единственный в истории нашей страны, его опыт не был воспроизведен нигде и никогда, открыл воспитательную машину высококй мощности. Он высмеивал воспитание в логике моральной проповеди. Он создал ситуацию, когда у воспитания есть материальная основа. А наши теоретики воспитания думают, что вопитание – это поговорить с ребенком и все".
Возможно ли первоспитать ребенка, который уже попробовал на вкус нарушение закона? "Авторитетно могу заявить, что нет детей, которых невозможно было бы перевоспитать, – говорит Людмила Ивановна Тропина. – Зависит от самого педагога – чему он учит, чему воспитывает. Самое главное – это занятость, в том числе трудовая, профессиональная. Про Макаренко можно скзаать: нет пророка в своем отечестве. В 1988 году он был признан одним из лучших педагогов мира, а у нас об этом забывают и все рассказывают нам о том, как "космические корабли бороздят Большой театр". Если смотреть на проблему правонарушений несовершеннолетних, очень многие в последнее время говорят о том, что у нас снизилась подростковая преступность. Но при этом забывают, что преступления стали более жестокими, циничными и возросли особо тяжкие преступления. На фоне этого растут правонарушения. Практически половина преступлений – это общенственно-опасные деяния, которые совершены несоврешеннолетними.
Каждое преступление – это трагедия, и у каждого преступления есть свои причины и условия, побудившие его совершить. Но если брать несовершеннолетних, состоящих на учете, это в основном дети из неполных семей. Каждый десятый такой ребенок проживает в семье, где есть судимые. Это один из факторов. Но самое главное – это непонятность дома, где родители не хотят или не могут понять своего ребенка. И 70% противозаконных деяний совершаются в группах. Где они группируются? По месту жительства. Мы не разговариваем с нашими детьми и не интересуемся где они находятся".
Полностью запись программы слушайте в аудиофайле!
Пятидневка. Все выпуски
- Все аудио
- "Лайфхаки"