Посидим по-хорошему. История. Культура. Личности Элина Быстрицкая: "Не деньги нас держат в культуре – нас держит духовность"

6 апреля 2018, 21:10

Персоны

Диана Берлин продолжает беседу с народной артисткой СССР Элиной Быстрицкой.

В выпуске: "Малый театр был обеспечен по всем амплуа уникальными исполнителями…"; "Самым главным было – научить студентов взять роль и понять, чего ты хочешь..."; "Я пришла к той степени популярности, когда пребывание в зрительном зале для меня оказывается тяжёлой акцией…"; "Публика – это наши люди, они все живые…"; "Я по-прежнему играю на бильярде, если представляется такая возможность…".

Д. Берлин: Элина Авраамовна, что такое для Вас Малый театр?

Э. Быстрицкая: Я была студенткой второго курса, когда Малый театр приехал на гастроли в Киев. Тогда мне удалось посмотреть четыре спектакля. Я училась на украинском факультете, поэтому для меня увидеть русский театр такого уровня был заоблачной мечтой. Прошли годы. Я снялась в "Тихом Доне". Как-то в Москве мы встретились с сестрой Ольги Аросевой Еленой Александровной Аросевой. Она была моей партнёршей по сцене в Вильнюсском театре. Я ей сказала, что мне надо идти работать в театр. Она посоветовала Малый. Я спросила: "Лена, а меня могут туда взять?". "Тебя возьмут, обязательно возьмут", – ответила она.

Я написала или позвонила Царёву, мы договорились о встрече. Я пришла и сказала, что хотела бы прийти работать в Малый театр. После беседы он сказал: "Вам позвонят". На пятый день был звонок, меня попросили прийти и взять с собой роль, чтобы почитать пьесу "Веер Леди Уиндермиер". После донской казачки надо было сыграть английскую аристократку. Представляете, какие это диапазоны! В итоге меня взяли на договор, а после премьеры взяли в штат. С тех пор, с 1968 года я постоянно нахожусь в штате Малого театра <…>

Людьми, которые составляли славу Малого театра, я была просто потрясена. Сейчас их уже нет, они ушли, отдав всё искусству. Я счастлива, что у меня была возможность учиться у них. Помню мой ввод в "Иванова". В нём был занят Николай Афанасьевич Светловидов. Он подошёл ко мне и сказал: "Детка, Аня любила стихи – в пьесе есть слова "Цветы повторяются каждую весну, а радости нет". Я спросила: "А где же тут стихи?". "А это как читать". И он показал мне: "Цветы повторяются каждую вёсну, а радости – нет…". Вот, что такое Малый театр…<…>

Д. Берлин: Трудно Вам жить, будучи такой красавицей? Я уверена, что Вас уже спрашивали об этом… Я знаю, что Вы – человек, который объективно к этому относится.

Э. Быстрицкая: Я не считаю это качество своим достоинством. Я не причастна к этому. Это мама, папа, Бог… В какой-то степени я причастна к тому, чтобы держать себя в форме. Мне было 29 лет, когда супруга нашего консула в Германии посоветовала, что надо делать, чтобы сохранить внешность. Я её послушалась...

Д. Берлин: Красота спасёт мир, как это было сказано Достоевским?

Э. Быстрицкая: Я думаю, что всё-таки доброта. Я бы даже сказала активная доброта. Фраза "Спешите делать добро" очень важна. Если мы научим этому наших детей – это станет большим вкладом в развитие государства. Это возможно сделать только через культуру. Культура сегодня находится не на той ступеньке, на которой она должна быть в обществе. Мы прославились как страна, в которой была высокая культура. Наше поколение хорошо это помнит.

Вопрос не в деньгах. Не деньги нас держат в культуре – нас держит духовность, без которой невозможно жить. Хотелось бы, чтобы это качество сохраняли деятели культуры, я имею в виду и литературы, и искусства, и науки. Культура – это то, что держит общество на определённом высоком уровне. Остальное можно доделать, приложив усилия. Но культуру надо поддерживать всегда – иначе мы перестанем быть той страной, которая во всём мире вызывала уважение<...>

Полностью беседу Д.Берлин с Э.Быстрицкой слушайте в аудиофайле после окончания программы!

Посидим по-хорошему. История. Культура. Личности. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация