Пятидневка Реки вспять: как создание новых водных коммуникаций влияет на развитие и судьбу страны?

6 апреля 2018, 13:10

70 лет назад – в феврале 1948 года – Совет министров утвердил проект комплекса сооружений Волго-Донского канала и начались земляные работы.

Также 30 марта 1731 года было объявлено об окончательном открытии Ладожского канала (начал рыть Петр I, вдоль Ладожского озера, соединил Волхов и Неву).

Говорим об этих "рукотворных" реках, шлюзах, о канале имени Москвы, о Беломорско-Балтийском канале. Зачем они были нужны и что с ними происходит теперь? Экономически выгодно сейчас иметь каналы?

Эксперты в студии – Владимир Александрович Кривошей, руководитель компании "Гидротехэкспертиза", доктор технических наук, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники" (раньше возглавлял Департамент внутренних водных путей Минтранса России, был заместителем руководителя Федерального агентства водных ресурсов); Вячеслав Леонидович Бабурин, заведующий кафедрой экономической и социальной географии России Географического факультета МГУ, доктор географических наук.

"Я всегда был убежден, что каналы очень выгодны, они строились практически по всему миру, если бы это было невыгодно, вряд ли бы их строили, – считает Владимир Александрович Кривошей. – Сегодня в России функционируют четыре крупных воднотранспортных соединения – Беломорско-Балтийский канал, канал Москва-Волга, Волго-Донской судоходный канал, Волго-Балтийский путь. Сейчас, как правило, каналы не строят, в этом в России нет необходимости – все уже было построено".

"История человечества, история цивилизации всегда развивается по рекам, – комментирует Вячеслав Леонидович Бабурин. – Поскольку реки были разделены, всегда была проблема коммуникаций. С сухопутными дорогами у нас всегда было крайне напряженно и проблема коммуникаций на разных этапах исторического развития решалась по-разному. В советское время строительство каналов имело цель не только чисто экономическую, но и оборонную, поскольку слабость на морях предполагала возможность засчет внутренних водных коммуникаций перебрасывать наши военно-морские силы из одного бассейна в другой и тем самым достаточно быстро маневрировать. Кроме того, каждый канал – это комплексный инвестиционный проект, нужно создать машиностроение, соответствующие предприятия цементной промышленности, рекреационные обьъекты".

"Забывают о том, что во время постройки Беломорканала англичане, норвежцы безнаказанно грабили наши биоресурсы, убивали тюленей... – добавляет Владимир Александрович Кривошей. – Но после того как туда были переброшены военные корабли, все встало на свои места. Сначала появилась флотилия, а потом был создан мощный Северный флот. Это была важнейшая задача того времени. Сейчас очень важно поддерживать каналы и с точки зрения безопасности, и с точки зрения экономики".

"То, что каналы были созданы для того, чтобы использовтаь труд заключенных – это иллюзия, – говорит Вячеслав Леонидович Бабурин, – наоборот, труд заключенных для того и привлекался. Такое строительство разворачивается на обширном пространстве, в которое трудно завозить людей, а система тогда была исправительно-трудовая. Она не сильно отличалась от системы в США во время строительства дорог в великую депрессию".

Полностью запись программы слушайте в аудиофайле!

Пятидневка. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • "Лайфхаки"

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация