Пятидневка Советский народ – новая историческая общность
Персоны
30 марта 1971 года Леонид Брежнев провозгласил формирование новой исторической общности – советского народа. Говорим об истоках и корнях людей, живших на территории Советского Союза.
Как складывалась и развивалась эта общность? Каковы были реальные отношения наций внутри советского народа? Как складываются нации и наднациональные общности?
Гости в студии – Константин Семин, журналист, телеведущий; Владимир Юрьевич Зорин, заместитель директора Института этнологии и антропологии Российской академии наук.
"Задача ассимилировать народы и культуры Российской империи в Советском Союзе никогда не ставилась, – комментирует Владимир Юрьевич Зорин. – А вот задача образования единства – духовного, нравственного – ставилась. Потому что альтернативой многонациональному многоконфессиональному государству всегда служит развитое гражданское общество".
"Нужно понимать, что в СССР было собственное представление о том, что есть нация, какими признаками эта нация определяется, – комментирует Константин Семин. – Это в первую очередь общность территориальная, хозяйственная, культурная, языковая. Все эти признаки для граждан Советского Союза были абсолютно справедливы. Мы и сейчас все являемся наследниками той системы и являемся советскими людьми. Советская общность не просто существоала, но и существует и сейчас. При этом национальные культуры при советском строе расцветали. Почему Брежнев заговорил о появлении новой общности "советский народ" – считалось, что классовые различия к 70-му году в основном преодолены, не осталось капиталистов и эксплуатируемых, появились другие прослойки советского общества (интеллигенция, трудящиеся). Хотя на заре коммунизма Сталин говорил, что классовая борьба возрастает...".
"Сталинское понимание нации – это "этнос" и оно существует до сегодняшнего дня, – считает Владимир Юрьевич Зорин. – А слово "нация" в отношении Советского Союза никогда не использовалось, придумали термин "новая историческая общность", здесь имелось в виду, что новые исторические нации, то есть этносы – узбеки, таджики, все братские республики – наполняются новым социалистическим содержанием, но сохраняют старую форму. Сталинская традиция состояла в том, что право унижения достоинства, право на решение каких-то полномочий было только у государства. Ни в коем случае это не допускалось на бытовом, на гражданском уровне. Нас воспитывали на уважении других народов".
Полностью запись программы слушайте в аудиофайле!
Пятидневка. Все выпуски
- Все аудио
- "Лайфхаки"