Посидим по-хорошему. История. Культура. Личности Анатолий Кролл: "Музыку Цфасмана я выучил на слух, слушая радио"
20 апреля 2018 года мэтр российского джаза Анатолий Кролл отмечает 75-летие, а также 60-летие своей творческой деятельности. Диана Берлин встретилась с Анатолием Ошеровичем в Российской академии музыки (РАМ) имени Гнесиных, ведь Анатолий Кролл не только известный джазовый музыкант, но и великолепный педагог, которого любят студенты.
В выпуске: "С Батыром Закировым мы работали до конца его дней…"; "Оркестр Тульской филармонии благодаря её директору Михайловскому дал мне возможность достичь всего того, что я хотел там сделать... Именно в Туле я нашёл своё личное счастье..."; "Фестиваль Таллин-67 был просто фантастикой…".
Д. Берлин: Намечается Ваш личный большой юбилей и юбилей Вашей творческой деятельности. Получается, что Вам было 15 лет, когда джаз вошёл в Вашу жизнь или Вы вошли в жизнь джаза… Как это было?
А. Кролл: Так получилось, что моя попытка получить образование в Челябинске, городе, где я родился, не удалась. Вообще, в моей жизни всё получилось примерно так, как было описано в фильме "Мы из джаза". Причём я не описывал свою юношескую историю Карену Георгиевичу Шахназарову, которая удивительным образом совпала с той, что вышла на экране.
Меня исключили из музыкального училища за увлечение "тлетворной" музыкой. Как-то нас застукали вечером музицирующими в музыкальном училище, куда я только поступил. Мы репетировали песенки Ива Монтана. Ну какой же это был джаз с точки зрения опасности для нашей идеологии, тем более, что Ив Монтан всегда был другом Советского Союза? Тем не менее, музыка была не русифицирована, зашёл директор училища – и устроил нам скандал. В конце концов, я пришёл к той мысли, что мне в Челябинске больше делать нечего...
Я очень рано остался без родителей. Мама умерла, когда мне было 15 или 16 лет, как раз после моего ухода из училища. Папы тоже вскоре не стало. Вся моя профессиональная жизнь сложилась вне моего родного города. Сейчас меня там очень уважают и почитают. Но не было бы счастья, да несчастье помогло. Я не знаю, что было бы, если бы я тогда остался в Челябинске.
Путь к джазу у меня был очень последовательный. Помню, как у нас на кухне висел репродуктор в виде чёрной тарелки. Я на слух выучил всего Цфасмана, который звучал по радио. Он был трудным композитором. Но мне очень хотелось играть так, как он. Я очень горд тем, что совсем недавно на одной из наших радиостанций я прочитал 17 страниц дневника Александра Наумовича Цфасмана, с которым я был почти не знаком. Я подружился с его семьёй уже после его ухода из жизни. Я считаюсь его неофициальным учеником в плане владения инструментом.
Потом меня потянуло к работе с оркестром. После Челябинска я поработал в Ульяновской филармонии, где состав оркестра был уже покрупнее и посерьёзнее. У меня всегда был интерес к тому, чтобы в оркестре был богатый ассортимент средств для аранжировок – набор разных инструментов, особенно духовых.
После этого я приехал в Ташкент. Мне было около 18 лет, когда я стал главным дирижёром Государственного эстрадного оркестра Узбекистана<…>
Полностью запись беседы слушайте в аудиофайле!