Пятидневка Повесть Гоголя "Тарас Бульба": историческая основа и сегодняшний день
Что это за произведение Гоголя и нужно ли его проходить в школе? Как автор изменил исторические факты в своем произведении? Почему повесть Гоголя запрещали читать в русской армии до 1897 года?
Эксперт в студии – Андрей Владиславович Марчуков, старший научный сотрудник Института российской истории РАН, кандидат исторических наук, автор книги "Украина в русском сознании. Николай Гоголь и его время".
"Некоторые могут усматривать в литературных произведениях не только Гоголя, но и Пушкина, и Марка Твена политическую подоплеку... история начинает подчищаться под идеологию современного мира, которую продуцирует Запад, – комментирует Андрей Владиславович Марчуков. – Но литературное произведение – это памятник определенного времени, отражение мыслей и настроений того времени, когда оно было написано.
С образом Тараса Бульбы произошла трансформация. В первой редакции он – большой охотник до набегов, бунтов, а во второй – защитник православия и свободы. Это объясняется тем, что Гоголь изменил свое мировоззрение, а не Тарас Бульба. Достаточно вспомнить, что некоторые произведения он дорабатывал спустя годы, доделывал, им двигали очень глубокие душевные порывы. Он хотел сделать произведение не только лучше, но и повлиять на общество, на людей. На самом деле любой художник творит, чтобы сделать мир лучше. Гоголь – малорос, но стремящийся быть русским, писал на русском. Поляки одно время вели "борьбу" за его душу, пытаясь склонить в католичество и в русофобию. И вроде бы они торжествовали победу, но просто Николай Васильевич был неконфликтный человек и ни с кем не хотел ссориться, а ответил он им новой редакцией "Мертвых душ". Он стал по-новому понимать и Тараса Бульбу, и Запорожье.
Нация была до революции "русские", но нация сложносоставная, она состояла из нескольких этносов – великоросов, малоросов, белорусы, карпаторосы (жители Галиции и Буковины, сейчас это Западная Украина). Это была одна нация – русские. А украинцами до революции именовали не народ, этнос, а политическую партию.
Что касается казаков – действительно тюркский этнос в казачестве присутствовал изначально и особенно на территориях дикого степного поля, где русский мир граничил с кочевым миром, но все-таки подавляющая часть казачества, что поднепровского, что донского – это славянская русская масса".
Полностью запись программы слушайте в аудиофайле!
Пятидневка. Все выпуски
- Все аудио
- "Лайфхаки"