Пятидневка Монументальное искусство
В эти майские дни в 1919 году на Красной площади поставили памятник Степану Разину. Весной 1918 года большую группу художников, архитекторов и скульпторов пригласили в Моссовет, где было решено создать Московскую коллегию по делам изобразительного искусства. На первом рабочем заседании были намечены практические меры по осуществлению декрета СНК РСФСР «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской социалистической революции». Этот декрет, а также последующие постановления Совнаркома о памятниках вошли в историю как ленинский план монументальной пропаганды. По инициативе главы СНК Владимира Ленина было принято решение поставить памятники выдающимся людям.
Владимир Тихомиров: Можно ли говорить о таком явлении, как монументальное искусство? И зачем нужна монументальная культура?
Салават Щербаков: Я думаю, что это не придумано Лениным или кем-то ещё, это существует уже тысячелетия. Про какие-то великие события можно, например, прочитать некоторые тексты: вавилонские, греческие, египетские. Человек их читает и получает информацию. Когда человек живёт в городе, то получает некую информацию из окружающей его среды. Эта информация рассчитана на общее восприятие, как на концерте, где сидит много народа. В городах возникает некая среда в виде статуй, колон и других произведений монументального искусства, почитаемого дорого людям персонажа. Это может быть некий святой, или отец нации, или герои… Люди гордятся своими близкими в семье, а также героями, полководцами и святыми. В любой общности есть те, кого мы любим, кем гордимся и уважаем. Люди живут воспоминаниями, которые материализуются в камне…
Полностью беседу слушайте в аудиофайле выпуска
Пятидневка. Все выпуски
- Все аудио
- "Лайфхаки"