Картинка

Пятидневка Транссибирская магистраль: прошлое и настоящее

30 мая 2018, 14:10

В мае 1891 года во Владивостоке была заложена Транссибирская магистраль.

Какова ее роль в истории России? Что магистраль дала нашей стране? Каковы перспективы ее развития и геополитическое значение? Насколько рентабелен железнодорожный траспорт? Почему во всем мире Транссибирскую железную дорогу называли "русским чудом"?

Эксперты эфира – Виктор Михайлович Богданов, главный научный сотрудник ВНИИ Железнодорожного траспорта, советник директора института; Игорь Сергеевич Смирнов, эксперт Центра экономики инфраструктуры; Анатолий Борисович Васильев, доктор технических наук, профессор кафедры "Проектирование и строительство железных дорог" МИИТа; Сергей Сигачев, блогер, несколько раз проехал Транссиб.

"Транссиб строился навстречу друг другу из Челябинска и Владивостока, – говорит Виктор Михайлович Богданов. – Это громадное расстояние было пройдено в очень сложных условиях за достаточно короткое время. А тогда не было таких строительных средств как сейчас. Поэтому эту железную дорогу вов сем мире называли "русским чудом".

О выгодности железнодорожного транспорта говорить как-то неудобно – когда было Министерство путей сообщения СССР, это был один из крупнейших доноров бюджета страны, – утверждает Виктор Михайлович Богданов. – на данный момент в России одна из крупнейших составляющих доходов – вагонный парк – сейчас приватизирован, в РЖД осталась инфрастурктура и локомотивный парк, но все равно РЖД работает не в убыток, а в доход. Это ни в коем случае не обуза для страны. Страна наша без железной дороги не выжила бы. Здесь нужно учитывать и плохое развитие автомобильных дорог в нашей стране".

"Кузбасский бассейн имеет очень высокие запасы угля, – рассказывает Игорь Сергеевич Смирнов, – к тому же, вывоз угля на таком большом расстоянии не имеет вообще мировых аналогов. Другие месторождения – в Австралии, Индонезии – располагаются, как правило, в 300-400 километрах от морских портов. В России, чтобы перевести уголь из Кузбасского бассейна до портов Тихоокеансокго побережья или портов Балтийского моря, необходимо преодолеть четыре-пять тысяч километров. Тем не менее, за счет больших запасов этого угля и возможности его вывоза и постоянный рост его стоимости на мировых рынках перспектива Ранссиба велика.

То, что железная дорога считается второсортным способом передвижения – не совсем верная трактовка. Все зависит от территории. Россия обладает проблемным климатом. Для Сибири и Дальнего Востока железная дорога является основой для перевозки грузов и во многом для пассажиров. На европейской части России, где высокая плотность населения, высокая плотность экономики, промышленных предприятий, зачастую выигрывает автомобильный транспорт".

Железнодорожная отрасль – весьма перспективная, особенно в условиях мировой глобализации, – считает Игорь Сергеевич Смирнов. – Торговля между Россией и западными странами продолжает расти, железная дорога играет важную роль в увеличении этой торговли. У нас различается с Европой вид колеи. Если бы у нас был тот же размер колеи, в годы Великой Отечественной войны немцы могли бы беспрепятственно проводить свои железнодорожные составы в глубь России...".

Полностью запись программы слушайте в аудиофайле!

Пятидневка. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • "Лайфхаки"

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация