Пятидневка Михаил Иванович Глинка – тоже наше всё!

4 июня 2018, 13:10

Персоны

Почему Глинка считается родоначальником русской классической музыки? Каковы были его взаимоотношения с властью? Опера Глинки "Жизнь за царя" ("Иван Сусанин"). Постановки Глинки сегодня.

Гости эфира – Михаил Аркадьевич Брызгалов, генеральный директор Российского национального музея музыки; Юлия Казанцева, музыкант, музыковед; Герман Анатольевич Артамонов, историк, профессор Московского педагогического государственного университета.

Михаил Брызгалов: ...как это часто бывает, когда человек мало понятен, и его творчество не такое, как принято в этот период, М.И. Глинка был непонятен для современников.

Бывает говорят, что Глинка – наше всё, основатель русской музыки. Но ведь и до Глинки была русская музыка! Что же Глинке удалось?! В его время всё было подчинено традициям итальянской оперы – было засилье итальянской музыки. И существовали чёткие каноны: если, например, это опера, то это всегда был речитатив солиста и затем какие-то симфонические ставки. Всё было подчинено красоте голоса – неважно, о чём он поёт, этакое засилье бельканто. Михаил Иванович Глинка – почему он, собственно, основатель оперы: он наполнил оперу симфонической структурой, он сделал равноправными голос и оркестр, он придал музыке самостоятельную форму выражения.

Михаил Иванович Глинка очень точно обозначил русскую национальную музыкальную идентификацию – русскую национальную идею.

Михаил Брызгалов: ...по словам музыкального критика Стасова, Глинка для русской музыки стал тем, кем стал Пушкин для русской литературы – оба создали новый язык, каждый в своей сфере искусства...

Юлия Казанцева: Глинка сделал уникальное и великое дело – он объединил русский и европейский музыкальный язык. Музыка – это же такой же язык! И русская музыка перестала быть иностранным языком для европейцев.

Юлия Казанцева: Играть Глинку также легко, как играть Моцарта. Это значит, что играть его невероятно сложно. Не так много технических сложностей, но его музыка настолько прозрачна, настолько чиста, что очень легко сфальшивить, причем не в буквальном смысле – ноту не то взять, а сфальшивить интонацией, сыграть как-то неискренне – это очень слышно.

Я уверена, что ещё придёт время Глинки. Шуберт сколько ждал, пока все начали играть его сонаты. Мусоргский «Картинки с выставки» – та же история: не играли пианисты до середины ХХ века, казалось, что это грубо и не понравится публике.

Полностью беседу о М.И.Глинке слушайте в записи эфира "Радио России".

­Михаил Иванович Глинка – тоже наше всё!

Пятидневка. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • "Лайфхаки"

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация