Посидим по-хорошему. История. Культура. Личности Евгений Крылатов: "У творческого человека должна быть внутренняя готовность к состраданию"
Продолжение беседы Дианы Берлин с членом Союза композиторов, членом Союза кинематографистов, членом Союза театральных деятелей, народным артистом России Евгением Крылатовым!
О режиссёре Богине
В 1975 году Богин уехал из СССР, в результате фильм закрыли. С Богиным мы встретились уже в Америке. Поездок за рубеж тогда было мало, но однажды группу наших кинематографистов отправили на фестиваль технического кино в Нью-Йорк. Один из наших эмигрантов, узнав, что Богин приезжает в Штаты, прислал ему пианино и поднял на 17 этаж.
На одной из встреч он сказал мне: "Я буду снимать фильм, напиши тему". Могу сказать честно, что для меня процесс написания музыки – очень интимный. Я знаю, что некоторые композиторы садятся за рояль и сразу пишут музыку. Я – нет. В итоге что-то я написал Богину, но мне не понравилось. Миша, однако, был безумно счастлив. Картина его так и не вышла, но Миша взял мою мелодию и отправил Иосифу Бродскому, который написал для неё слова на английском языке.
О работе и современной музыке
Я всегда работал столько, сколько я мог. Сейчас мне уже этого не надо. Та продукция, которая делается сегодня, просто не для меня. Композитор такого плана, как я, не нужен. Я не тусуюсь. У меня есть творческие планы, не связанные с кино. У меня, как ни странно, активная концертная деятельность – не в том смысле, что я езжу и пою песни под гитару, а в том, что моя музыка стала более популярна и известна, чем её автор. И я счастлив. Она живёт своей жизнью без меня.
Как песни становились хитами
Вся моя музыка начинается со слов. Мы много работали с Энтиным. Ожнажды у нас в жизни произошла комедийная история. К тому времени, когда я писал "Лесного оленя", Энтин уже был известен, а я только начинал. Он приехал ко мне домой, мы тогда ещё общались с ним на "вы". Я наиграл ему "Лесного оленя", он поморщился и сказал: "Вы знаете, так сейчас не пишут, и вообще вы испортили мои стихи". И уехал.
С "Крылатыми качелями" было ещё хуже. Режиссёр Константин Бромберг выслушал мелодию и сказал нецензурное слово об этой песне, что она, так скажем, барахло: "Я думал, что эта песня будет такой-то и такой-то", на что я ответил, что тогда и фильм должен быть другим, и слова другими. Мы на какое-то время расстались (потом стали друзьями). Съёмки фильма "Приключения Электроника" подходили к завершению, уже не было времени, чтобы переделывать песню. В итоге в фильм взяли ту музыку, которую я написал.
О мультиках
Я начал работать с Владимиром Поповым над фильмом "Умка", и с этого момента он стал работать со мной. "Зима в Простоквашино" – это одна из последних его работ. "Простоквашинское трио" – это гениальные фильмы на все времена. Я жалею, что я так мало написал для него песен. Надо было больше сделать "Простоквашино" музыкальным. Я поздно это понял.
О стремлении к Высокому
Когда я учился в консерватории, то ориентировался на совсем другую жизнь. Нас готовили к сочинению классической музыки. Прикладная музыка всегда считалась в консерватории второстепенной. Мы все шли к своим вершинам. Для меня до сих пор эталонами остаются Шостакович и Прокофьев. Я также люблю творчество своих коллег современников. Музыка Таривердиева, например, – настоящая тайна. Сейчас у музыки нет своего лица. Марк Фрадкин был композитором из самородков, он писал всего две песни в год, но зато какие!
О любви
Мне посчастливилось работать с такими гениальными поэтами-лириками, как Белла Ахмадулина и Роберт Рождественский. Они создавали дивные стихи о человеческих чувствах. Ощущение любви необходимо композитору всё время, иначе получается механическое "пиликание". Но главное – это внутренний образ, который, может быть, и не всегда совпадает с реальностью. У творческого человека должна быть внутренняя готовность к состраданию. Мы живём реальными эмоциями – поэтому мы и живём <...>
Полностью беседу Дианы Берлин с Евгением Крылатовым слушайте после выхода передачи в эфир!